Грушенко, Э. Б. Стратегические направления развития туризма в российском секторе западной Арктики // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития : Лузинские чтения - 2016 : материалы VIII международной научно-практической конференции (Апатиты, 14-16 апреля 2016 г.) / [под общ. ред. Е. П. Башмаковой, Е. Е. Торопушиной]. - Апатиты, 2016. - С. 192-197.
Альтернативой авиаперелетам через Норвегию может стать организация чартерных рейсов из Мурманска или из Москвы, а также морских круизов. Необходим поиск судна, которое может осуществлять круизы по маршруту Мурманск —Шпицберген, возможно с посещением полуострова Рыбачий и мыса Немецкий. Однако круизных судов ледового класса в мире мало. Для этого нужны вложения крупного венчурного фонда или государства. В летний сезон 2015 г. был организован первый чартерный авиарейс Москва-Лонгиербюен для туристов. Цена перелета составила 19 тыс. руб. в рамках 5 дневного тура «По следам Поморов» общей стоимостью в 71 тыс. руб. [4]. Туристы посещают на архипелаге уникальные объекты природного наследия, остатки поморских поселений 18 века, законсервированные поселки и рудники, наблюдают за арктическими животными. ЦАТ «Грумант» разработал программу первого российского арктического круиза на Шпицберген в августе 2016 г. на борту норвежского судна с организацией прямого чартерного рейса из Москвы. Стоимость недельного безвизового путешествия для 108 российских туристов составит от 2800 до 4000 евро в зависимости от класса кают [5]. Из новых перспективных конкурентоспособных направлений развития туризма в российской части Шпицбергена следует отметить развитие горнолыжного и лечебно-оздоровительного (на базе источников минеральной воды «Баренцбургская») видов туризма. Архипелаги Шпицберген и ЗФИ могут стать одной из точек роста российского арктического туризма как геополитического фактора усиления присутствия России в Западной Арктике. Наибольшая туристская посещаемость в регионах Западной Арктики отмечается в Мурманске, Архангельске, крупнейшем в Европе музее-заповеднике деревянного зодчества Малые Корелы, Кировске, на Соловецких островах. Мурманская область - регион с уникальным ландшафтно-природным туристским потенциалом, для которого характерно разнообразие природных зон и условий. Основными видами туризма на Кольском полуострове являются: морской круизный туризм, рекреационная семужная рыбалка, горнолыжный, событийный, спортивные сплавы по внутренним водоемам, экологический, приграничный, этнографический, геолого-минералогический, деловой бизнес-туризм. Общее количество туристов в Мурманской области в последние годы составляет в среднем 300 тыс. чел. в год, среди них иностранные граждане составляют чуть более 7% [6]. Рост туристского потока в регион как российских, так и иностранных граждан наблюдается последние несколько лет. В настоящий момент реализуется ключевой инвестиционный проект Мурманской области «Создание туристско-рекреационного кластера «Хибины» (2014-2016 гг.). В результате создания современной инфраструктуры горнолыжного курорта ТРК «Хибины» в Кировске будет создано более 140 новых рабочих мест, 220 гостиничных мест. Туристский поток к 2025 г., возможно, увеличится с нынешних 40 тысяч до 200 тыс. чел. в год, около 25 млн. руб. дохода поступят в бюджет Кировска [6]. Реализация проекта ТРК «Хибины» позволит создать мультипликативный эффект, способствуя диверсификации экономики города и появлению малых и средних предприятий в сфере обслуживания туристов. На первом этапе создания ТРК «Хибины» уже реализован проект по строительству новой гондольно-кресельной дороги на горнолыжном комплексе «Большой Вудьявр. В результате количество туристов на новогодние праздники 2015 г. в Кировске увеличилось на 45% по сравнению с прошлым годом. Одновременно в городе находилось не менее 5 тыс. туристов. Снежная деревня в Кировске в 2014 г. признана лучшим объектом туризма в Мурманской области, и попала в Книгу рекордов России, как самое большое сооружение из снега и с самой высокой в России снежной скульптурой. За зимний сезон Снежную деревню посещает в среднем 25 тыс. туристов [7]. Хибины занимают третье место среди отечественных дестинаций, как самое популярное место зимнего отдыха в России. Количество морских круизов и круизных туристов в Мурманске в последние годы растет. Всего в летний сезон 2015 г. морской рыбный порт Мурманска принял 13 круизных судов с 10306 иностранными пассажирами на борту. Как правило, маршрут круизного судна, рассчитанный на 12 дней, проходит со стороны Северной Норвегии с заходом в порты Мурманска, Соловецких островов, Архангельска. По оценке Центра развития туризма Хельсинки, расходы каждого круизного пассажира, прибывающего в российский морской порт, доходят до 300 евро [6]. В настоящее время к 100-летию Мурманска (2016 г.) реализуется инвестиционный федеральный проект по развитию пассажирской инфраструктуры морского транспорта «Арктическая гавань» в целях создания круизного центра международного уровня. В районе морского вокзала после завершения всех работ по реконструкции здания и пассажирского пирса, обустройства участка морского пункта пропуска, появится современный морской фасад с рекреационно-культурной зоной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz