Грушенко, Э. Б. Стратегические направления развития туризма в российском секторе западной Арктики // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития : Лузинские чтения - 2016 : материалы VIII международной научно-практической конференции (Апатиты, 14-16 апреля 2016 г.) / [под общ. ред. Е. П. Башмаковой, Е. Е. Торопушиной]. - Апатиты, 2016. - С. 192-197.

Создание постоянного пункта пропуска, организация экологических троп, музейных экспозиций и визит-центров в национальном парке «Русская Арктика» будет способствовать увеличению заходов круизных судов, устойчивому развитию экологического туризма и росту туристского потока. В обозримом будущем количество туристов, посещающих национальный парк «Русская Арктика», может достичь 40-50 тыс. чел. в год. Архипелаг Шпицберген ежегодно принимает около 76 тыс. туристов, из них примерно 30% готовы также посетить соседние российские заповедные территории: Новую Землю и ЗФИ [2]. Это практически нетронутые человеком территории со своим особым природным ландшафтом, где практически нет инфраструктуры, но туристы едут в Арктику именно за этим. Основным центром арктического туризма в Баренцевоморском регионе является архипелаг Шпицберген. Деятельность российского предприятия по добыче угля на архипелаге убыточна, поэтому компания «Артикуголь» планирует получать доходы от туристической деятельности. Развитие туризма позволит получать от убыточного предприятия выгоду при минимальных затратах. Для диверсификации деятельности «Арктикугля» и развития туризма не требуется даже дополнительных средств из бюджета: территория архипелага более чем привлекательна для частного бизнеса. Несмотря на полную открытость Шпицбергена для всех желающих жить и работать, частный российский бизнес на архипелаге практически отсутствует. Инвестиции в развитие туризма и логистики со стороны частного бизнеса (гостиничный сервис и авиаперевозки) с учетом норвежского опыта, должны окупиться в пределах 5-7 лет. В настоящее время Баренцбург и Пирамида представляют собой настоящий музей-заповедник социализма времен СССР. А это - практически готовый бренд для привлечения туристов. Самое доходное учреждение в Баренцбурге - вовсе не угольная шахта, а самый северный музей в мире - историко-краеведческий музей «Помор». Сюда ежедневно летом приходят группы иностранных туристов, и каждый оставляет по 20 норвежских крон [3]. Экскурсии в Пирамиду вызывают большой интерес у иностранных туристов, так как этот район - самый живописный на острове. Пирамида представляет собой застывший объект советской индустриальной эпохи. В окрестностях поселка - красивые водопады, ледники, пирамидальные горы. Начиная с 2013 г. стал активно развиваться экологический туризм в российской части архипелага Шпицберген. С целью развития туризма был зарегистрирован Центр арктического туризма «Грумант» (ЦАТ) - структурное подразделение треста «Арктикуголь» и единственный российский туроператор на Шпицбергене. Туризм стал одним из приоритетных направлений деятельности компании. В результате обновления инфраструктуры значительно возрос поток туристов. В 2014 г. российскую часть архипелага Шпицберген посетило 20 тыс. туристов (из них 100 россиян) [3]. Потенциально туристский поток можно увеличить в 2-2,5 раза (до 40-50 тыс. чел.) за счет тех туристов, посещающих только норвежский Лонгиербюен. Необходимо создавать условия для увеличения количества гостевых ночевок в российских поселках и привлекать новых туристов из России и Европы. Если летом один «туро-день» стоит у ЦАТ «Грумант» 10 тыс. руб., то зимой цена увеличивается до 16-20 тыс. руб. в связи с использованием дорогостоящей техники. В 2014 г. выручка от развития туризма в Баренцбурге составила 35 млн. руб., что на 35% больше предыдущего года. Ожидается, что 2015 г. она возрастет до 60 млн. руб. [4]. Это сопоставимо с выручкой от продажи угля, добываемого Россией на архипелаге. В настоящее время государственный трест «Арктикуголь» совместно с российским туроператором «Russia Discovery» реализуют туристский проект «Шпицберген Terra Incognita», направленный на использование туристского потенциала архипелага Шпицберген путем модернизации инфраструктуры и организации постоянных экспедиций в этот регион. Федеральное агенство по туризму разработало комплексную программу создания инфраструктуры туризма на Шпицбергене на 2014-2020 гг. Программа ориентирована прежде всего на увеличение потока туристов, пользующихся средствами размещения на архипелаге. Российские туристы пока редко посещают Шпицберген из-за практически полного отсутствия прямого транспортного сообщения из России. Несмотря на то, что сам архипелаг является безвизовой территорией, отправиться туда можно только самолетом через материковую часть Норвегии, куда без визы не попасть. Основной риск, связанный с организацией арктических туров, - их высокая стоимость. Счет идет в тысячах евро или сотнях тысяч рублей. Однако, если бы из Мурманска можно было попасть напрямую воздушным или морским путем, туры стали бы более доступными.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz