Грушенко, Э. Б. Оценка современного состояния и перспективы развития морского туризма в Арктике // Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике. Морская экономика - 2008 : тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции, Мурманск, 4-5 июня 2008 г. / [редкол.: Кибиткин А. И. и др.]. - Апатиты, 2008. – С. 8-9.

предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (ст. 234 Конвенции). Таким образом, закрепление правового статуса прилегающих к побережью России арктических морей (Восточно-Сибирское море, Карское море, море Лаптевых, Баренцево море и Чукотское море) имеет принципиальное значение для обеспечения экономических интересов страны, ее геополитических интересов и национальной безопасности. Э.Б.Грушенко Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦРАН ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТУРИЗМА В АРКТИКЕ Понятие «морской туризм» в международной практике охватывает все виды деятельности человека в свободное от работы время, связанные с морем. Одной из основных форм морского туризма стали круизы - морские путешествия на судах. Круизный бизнес- динамично развивающийся и прибыльный сектор мирового туристического рынка, но Россия в нём занимает незначительное место. Помимо круизов, морской туризм включает дайвинг, морские экскурсии- прогулки в прибрежной зоне, научно-экспедиционный туризм, наблюдение за морскими животными. Арктический север России, несмотря на суровые климатические условия, обладает туристской привлекательностью и определёнными рекреационными возможностями. Более двадцати лет работает в Баренцевоморье флагман арктических исследований России - Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия. Основная задача экспедиции заключается в комплексном изучении историко-культурной и природной среды Арктики. В результате морских экспедиций МАКЭ предложено создать в Арктике единую международную систему особо охраняемых природных и историко-культурных территорий под условным названием «Арктическое кольцо». И первым регионом системы должно стать Баренцевоморье. В рамках этой системы предусмотрены комплексные мероприятия по формированию международного парка «Виллем Баренц» - северное побережье Новой Земли, острова Вайгач, Матвеев, Мясной, юг Шпицбергена (Норвегия) и остров Медвежий (Норвегия) - в местах, связанных с экспедицией В.Баренца. Также предложено организовать национальный парк «Русская Арктика». Туристические круизы на ледоколах в высокие широты Арктики выполняются с 1990 года и очень популярны среди состоятельных любителей путешествий из стран Западной Европы, Америки и Азии. Арктический круиз на Северный полюс - это эксклюзивный российский турпродукт. Россия - единственная страна в мире, которая морским путём доставляет туристов на вершину планеты. С 1993г. основным перевозчиком круизных туристов на Северный полюс становится атомоход «Ямал». Каждый рейс занимает около двух недель и стоит от 18 до 23 тысяч долларов на одного человека. Атомоход «Ямал» выполняет рейсы на вершину планеты, взяв на борт 70-100 иностранных туристов, как правило, по маршрутам: Мурманск - Шпицберген - Северный полюс; Мурманск - Земля Франца - Иосифа - Северный полюс - снова Земля Франца-Иосифа - Новая Земля - Мурманск. Сервис на борту ледокола соответствует уровню пятизвёздочного отеля. Для полярных круизов часто используется и дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын». Это судно Мурманского морского пароходства на 130 мест выполняет туристические рейсы в основном на Шпицберген и Землю Франца-Иосифа. Помимо ледоколов эпизодически используется для полярных круизов и пассажирский теплоход ледового класса «Полярис» с высоким уровнем размещения и обслуживания пассажиров. Теплоход работает по договорам тайм-чартера и обычно задействован в морских прогулках по Кольскому заливу для ВИП-персон и морских круизах в Антарктику и на Шпицберген. Следует отметить возрастающий интерес туристических фирм к возможностям пассажирского флота Мурманского пароходства. В последние годы пассажирские судна ММП -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz