Грушенко, Э. Б. Развитие морского круизного туризма в портах западной Арктики // Европейский Север: инновационное освоение морских ресурсов (образование - наука -производство) (13-18 марта 2013 г.) : (материалы международной научно-практической конференции). - Мурманск, 2013. – С. 261-265.

В 2010 г. ни Соловецкие острова, ни Архангельск не посетил ни один ино­ странный круизный лайнер ввиду чисто экономических причин, а именно из-за высоких портовых сборов, что сказалось на решении судовладельцев о заходе в Белое море. К примеру, для теплохода «Дискавери», способного принять на борт 750 пассажиров, они составляют 75 тыс. долл. за 10-часовой судозаход [3]. Для сравнения: в Мурманске портовые сборы в 2 раза меньше, еще ниже они в Санкт-Петербурге. В некоторых странах, заинтересован­ ных в увеличении туристического потока, портовые сборы для круизных лайнеров и вовсе отменены. Везде благоприятные условия приема тури­ стических судов являются результатом осмысленной и целенаправленной политики региональных и муниципальных властей. Для России яркий при­ мер такой деятельности - работа властей Санкт-Петербурга, где на протяже­ нии длительного времени серьезно занимаются созданием условий для круизного туризма. В 2011 г. была достигнута договоренность о предоставлении 50 % скидки на некоторые сборы для круизных лайнеров, в результате чего Соловки и столицу Поморья посетило пять туристических судов. В 2012 г. в порты Архангельска и Соловков было запланировано четырнадцать судозаходов семи пассажирских лайнеров. По оценке специалистов, при создании нор­ мальных условий для приема пассажирских лайнеров количество судоза­ ходов в период летней навигации в Архангельске и на Соловках может достигнуть сотни, а это не менее 30 тыс. иностранных гостей [3]. Увеличение числа круизных лайнеров и их пассажиров в перспективе должно сказаться на увеличении финансовых поступлений в бюджет города. Однако есть пока нерешенные технические проблемы с приемом кру­ изных судов на морском-речном вокзале Архангельска. Здесь могут при­ чалить только небольшие суда с осадкой менее 7,5 м. Крупные океанские лайнеры из-за ограниченных возможностей причальных зон и узких раз­ меров двинских рукавов вынуждены швартоваться в грузовом морском торговом порту Экономия на северной окраине Архангельска. Существует предложение о переоборудовании одного из причалов Красной пристани в центре Архангельска под швартовку круизных лайне­ ров, что самым положительным образом сказалось бы на организации приема туристов по морю и реке. Реконструкция причальных комплексов .Г 264 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz