Грушенко, Э. Б. Развитие морского круизного туризма в портах западной Арктики // Европейский Север: инновационное освоение морских ресурсов (образование - наука -производство) (13-18 марта 2013 г.) : (материалы международной научно-практической конференции). - Мурманск, 2013. – С. 261-265.

лайнеров на период до 72 ч. Это даст толчок к развитию туристического сектора экономики, будет способствовать созданию современной город­ ской инфраструктуры и расширению рынка труда. В настоящее время прорабатывается вопрос о восстановлении морского пассажирского сообщения между Мурманском и Киркенесом, которое действовало в 90-е гг. Кроме того, в 2010 г. проведены международные пе­ реговоры с представителями крупнейшего норвежского круизного туропе­ ратора - компании «Хуртигрутен» о продлении популярного круизного маршрута Берген - Нордкап - Киркенес до порта Мурманск и далее, в Ар­ хангельскую область с посещением Архангельска и Соловецких островов. В среднем за сезон около 110 круизных судов посещают мыс Нордкап. Это создает неплохие потенциальные возможности для привлечения этих судов в Мурманск и Архангельск. В Карелии разрабатывается проект кругового водного маршрута на круизных лайнерах по маршруту: Санкт-Петербург - Балтика - Нордкап - Мурманск - Соловки - Карелия - Санкт-Петербург. Реализация данных проектов позволит к юбилею Мурманска принимать до 50 туристических судов в год [5]. Архангельск - первый морской порт России, «ворота в Арктику», ста­ новится не только центром научного освоения арктической территории, но и аттрактивным центром привлечения туристской деятельности по се­ верным маршрутам. Поморская столица сохранила уникальные памятники деревянного и каменного зодчества, традиционную поморскую культуру. Главным украшением города является пятикилометровая набережная Се­ верной Двины и заповедная пешеходная улица Чумбарова-Лучинского - Поморский Арбат. Среди факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, можно отметить дефицит морских судов круизного класса и ком­ фортабельного автотранспорта для перевозки туристов. Основным туроператором по приему иностранных круизных судов и экскурсионному обслуживанию на берегу в Архангельске является тур­ фирма «Интурист-Архангельск». Компания достаточно активно работает на данном направлении с 2004 г. Важную роль в работе на круизном на­ правлении играет также компания «Беломортранс», которая выполняет ра­ боту морского агента. В течение 2004—2009 гг. в Архангельске и на Солов­ ках было в среднем принято по одному-два круизных судна за сезон. 263

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz