Грушенко, Э. Б. Развитие морского туризма в Баренцевоморском регионе / Э. Б. Грушенко, Ю. Ф. Куранов // Арктика: общество и экономика. - 2011. - Вып. 6. - С. 117-121.

Э.Б.Грушенко, науч. сотр. ИЭП КНЦ РАН Ю .Ф.Куранов, канд. экон. наук, вед. науч. сотр. ИЭП КНЦ РАН УДК 338.48 РАЗВИТИЕ МОРСКОГО ТУРИЗМА В БАРЕНЦЕВОМОРСКОМ РЕГИОНЕ Стратегическим направлением развития туризма на северных тер­ риториях становится популяризация арктического туризма. Арктический регион России, несмотря на трудно- доступность и суровые климатические условия, обладает туристической при­ влекательностью и определенными рекреационными возможностями. Мурманская область, омываемая двумя морями, имеет самую длинную в России морскую береговую полосу. Отечественная и, в большей степени, зарубежная практика показали, что даже холодные и относительно труд­ нодоступные северные моря дают уникальные возможности для отдыха и путешествий. Понятие «морской туризм» в меж­ дународной практике охватывает все виды отдыха, занятий и деятельности человека в свободное от работы вре­ мя, связанные с морем и содержащие элементы путешествия [1]. Одной из основных форм морского туризма стали круизы - морские пу­ тешествия на судах. Круизный бизнес - динамично развивающийся и высо­ коприбыльный сектор мирового тури­ стического рынка. В России занимает незначительное место. Помимо круизов морской туризм включает: - морскую рыбалку, - дайвинг (подводное плавание), - морские экскурсии - прогулки в прибрежной зоне, - наблюдение за морскими живот­ ными. Развитие арктического морского ту­ ризма в России началось в 90-е годы и пока находится на начальной стадии, однако именно в этом виде туризма наша страна имеет огромный потенци­ ал, хотя и не располагает значитель­ ными средствами для его развития. В настоящее время все еще делаются первые шаги по популяризации данно­ го направления среди туроператоров России. Территория Арктики остается не­ освоенной и труднодоступной, к тому же здесь нет необходимой инфра­ структуры для развития туризма, по­ этому преобладает круизный, включая экспедиционный, приключенческий и экстремальный виды туризма. Для большинства россиян Арктика остает­ ся пока малоизвестным и непривле­ кательным для туризма регионом. За год российскую Арктику и Северный полюс посещает около 1000 иностран­ ных туристов. До 2009 г. российских туристов практически не было в арктических круизах. В настоящее время россий­ ские туроператоры слабо представле­ ны в сегменте экспедиционных круи­ зов в Арктику. Экспедиционный опыт и финансовая мощь иностранных круиз­ ных компаний практически исключают возможность для российских компа­ ний самостоятельно организовывать и продавать на мировом рынке круизы в российской Арктике. Сейчас в Арктике работают 30 су­ дов, из них только 8 - российские, тог­ да как десять лет назад в высоких ши­ ротах работали более 20 российских судов, которые обслуживали только иностранных туристов. В настоящее время, например, раз­ работано иностранными операторами 48 круизных маршрутов на Шпицбер­ ген. На российскую часть Арктики су­ ществует всего 4 маршрута круизов, из которых три иностранных и лишь один подготовлен российским туроперато­ ром «Клуб путешествий «Спешиал», который организует до 10,0 % всех круизов в Арктику. На зарубежные ком­ пании приходится 90,0 % арктических круизов. На Шпицберген все 48 экс­ педиционных круизов выполняют ино­ странные компании [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz