Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.

связанные с социальной консервацией и экономической стагнацией вместе с окружающим природным ландшафтом и древней историей северорусских земель, делают наиболее перспективной идею заповедной северной России. Унификация интерпретации средневековой истории Каргополя как центра Русского Севера плюс унификация мифологем с последующим созданием музеев, школ искусств и ремесел, культурных аттракций являются самым базовым направлением разворота к культуре в существующих условиях [109]. Одна из серьёзных проблем малых городов — низкая социальная активность жителей, отсутствие эффективных технологий вовлечения населения в развитие города. Пример надо брать с Тотьмы, где сформировалось весьма активное инициативное сообщество на базе местных краеведов-музейщиков: и активисты, и бизнес активизировались, власть поддержала, все оказались связаны одной конкретной целью — выживание и развитие города за счёт социокультурной сферы и туризма. Эта синергия сработала и увлекла всё население города. В исторических городах Русского Севера необходимо создавать комфортную городскую среду на основе развития дружелюбных общественных пространств и новых аттракций (пешеходных зон, набережных, велодорожек, музейного квартала, уличных арт-объектов и муралов, креативных инсталляций, малой городской скульптуры) и туристско-информационной навигации на базе установки указателей, информационных табличек и стендов с туристскими картами на исторических улицах и объектах культурного наследия. На стендах может быть отображена фотоистория или легенда, связанная с тем или иным памятником архитектуры. Возможна организация пешеходных тематических туристских маршрутов с нанесением их и объектов показа на информационные стенды с картами и даже цветная маркировка маршрутов на тротуарах (лучшие примеры — исторические поселения Пермского края, город Котельнич). При проектировании городских велодорожек и велополос необходимо учитывать, что они должны быть безопасны и отделены от пешеходных дорожек и проезжей части. Для создания развитой велоинфраструктуры в городах и круглогодичного ее использования можно учесть положительный опыт развития велодвижения в северных европейских городах и российском Альметьевске, где катаются на велосипедах круглый год, включая зиму. Качество проработки комфортной городской среды напрямую влияет на туристическую привлекательность города. Формирование профилей качественных общественных пространств — первый шаг к устойчивому развитию гостеприимных территорий, необходимый фактор возвратности турпотока. Основными принципами открытых общественных пространств являются: безопасность (от криминала и автомобилей), комфортность, наличие точек притяжения и активностей для местных жителей и туристов. Общественные пространства необходимо создавать там, где они будут реально пользоваться спросом, с хорошей доступностью для людей. На многолюдной пешеходной улице или набережной с насыщенными местами притяжения повышается инвестиционная и туристическая привлекательность, активно развивается малый и средний бизнес, снижается уровень уличной преступности. При имеющихся проблемах с бюджетным финансированием в городах можно использовать инновационный метод тактического урбанизма при трансформации городских общественных пространств. Тактический 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz