Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.
логистикой (например, Каргополе и Мезене). Туризм для таких городов не станет градообразующей отраслью, но может быть важным фактором развития. Массовые туристы, как правило, выбирают наиболее доступные, оптимальные по соотношению цены и качества места для посещения. Любые успешные примеры развития туризма в северных городках связаны либо с сильным брендированием в основном с использованием федеральных ресурсов (например, Великий Устюг), либо с выгодным географическим положением (например, Кириллов) [109]. Каждый малый исторический город должен искать свои особые изюминки, которые могли бы стать опорными элементами в создании привлекательного образа локальной идентичности. Необходимо изыскивать какие-нибудь мелочи, которые могли бы стать брендовыми продуктами, символами города и которые являются специфичными или даже уникальными. Например, в Каргополе есть общественные полоскальницы. Это такие места, где до сих пор в речной воде полощут после стирки бельё, и для этого есть специально приспособленные строения. Абсолютно привычное дело для каргопольца, но совершенно необычное и интересное для туриста. Еще в Каргополе есть известная каргопольская игрушка и «сущик», особым образом сушеная рыба для приготовления ухи. Возможно, при хорошем маркетинге все эти артефакты могли быт стать товарным продуктом при условии увеличения туристского потока в город [110]. Очевидно, что для успешного развития экономика малого города может быть только многопрофильной. Тем более что форсированное развитие туризма и экономики впечатлений как доминирующей несет определенные риски для идентичности города. Малый город типа Каргополя может частично зарабатывать на лесопереработке, частично — на сельском хозяйстве, частично — на туризме (в основном внутреннем). Для устойчивого развития требуется то, что формирует внешний спрос на привлекательность города. В малых городах уезжающую молодёжь можно замещать людьми (например, творческой интеллигенцией), которые, наоборот, готовы уехать из большого и дорогого города, где они уже испытывают дискомфорт от высокого темпа жизни. Чем их может привлечь Каргополь? Спокойствием, социальной однородностью, относительно невысокой стоимостью жизни. Возможен взаимовыгодный обмен: большому городу нужны активные, молодые люди, а маленькому — творческие, спокойные и зрелые. Это должна быть новая экономика услуг, связанная с другим кадровым составом, такой подход может оказаться эффективным для малых городов. Надо пытаться «продать» привлекательность уединения и локальности. Такие места, как Каргополь, могут это предлагать. В Каргополе возможно найти свой уникальный стержень, которым может стать общее увлечение историей, народной культурой, ремеслами или необычными обычаями [110]. В условиях практически полного разрушения реального сектора экономики малого исторического города только культура и креативная индустрия могут стать источником устойчивого развития. Этот фундаментальный разворот подразумевает, что результат деятельности будет иметь кумулятивный эффект, т. е. долго накапливаться до своего видимого проявления, причем увеличение доходов и благосостояния населения не будет происходить на первых этапах. Сложные условия Каргополья,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz