Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.
6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТСКОГО ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УНИКАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 6Л. Исторические города На территории Русского Севера расположено 22 исторических города регионального значения, из них пять малых городов, имеющих статус исторического города федерального значения. В сокращенный перечень 2010 г. особо ценных исторических городов России вошли малые города Русского Севера, сохранившие большую часть старинной застройки: вологодские города Белозерск, Тотьма и Великий Устюг, архангельские — Каргополь и Сольвычегодск. Такие крупные города, как Архангельск, Череповец и Вологда, потеряли официальный статус исторического города. Самым посещаемым региональным центром Русского Севера является древняя Вологда, за последние пять лет турпоток в культурную столицу Русского Севера вырос на 70 % в результате активного развития туристской инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики по продвижению города на туристском рынке. Планировалось, что к 2020 г. туристский поток в областную столицу должен увеличиться до 1 млн человек, что обеспечило бы дополнительный приток денежных средств в бюджет города в размере 10 млрд рублей [106. с. 206-211]. По экономическим расчетам, один турист в среднем оставляет в Вологде как минимум 10 тыс. рублей. Это порядка 3,5 тыс. рублей за сутки в отеле, 2 тыс. рублей в кафе и ресторанах. 1 тыс. рублей при покупке сувениров и 3,5 тыс. рублей при посещении экскурсий и музеев. Если в год в Вологду приезжает 700 тыс. туристов и экскурсантов, а 30 % из них остается минимум на сутки, получается, что инвестиции в экономику города составляют не менее 2 млрд рублей. Из 700-800 тыс. туристов в год 70 % — экскурсанты, 30 % — туристы. Больше половины гостей останавливается в городе с деловой целью, 23 % туристов — люди, которые едут в Вологду, чтобы познакомиться с городом, его архитектурой и историей (рис. 36). Еще порядка 21 % туристов приезжают на событийные мероприятия [107]. Вызывает обеспокоенность проблема сохранения одного из основных брендов Вологды — резного деревянного зодчества. Вместо снесенных и сгоревших деревянных памятников архитектуры вырастают, как правило, безликие строения из стекла и бетона, в лучшем случае так называемые муляжи- новоделы, лишь имитирующие внешний облик исторических зданий. В столице Поморья — Архангельске — также отмечается тенденция к сносу и утрате средовой деревянной застройки. Лучшими примерами успешного развития туризма в малых исторических поселениях Русского Севера, наряду с Великим Устюгом, являются Тотьма, Кириллов. Белозерск и Яренск. Здесь растет туристский поток, создаются новые рабочие места, привлекаются дополнительные инвестиции, пополняется доходная часть местных бюджетов, разрабатываются новые событийные мероприятия. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz