Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.

6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТСКОГО ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНО­ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ УНИКАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 6Л. Исторические города На территории Русского Севера расположено 22 исторических города регионального значения, из них пять малых городов, имеющих статус исторического города федерального значения. В сокращенный перечень 2010 г. особо ценных исторических городов России вошли малые города Русского Севера, сохранившие большую часть старинной застройки: вологодские города Белозерск, Тотьма и Великий Устюг, архангельские — Каргополь и Сольвычегодск. Такие крупные города, как Архангельск, Череповец и Вологда, потеряли официальный статус исторического города. Самым посещаемым региональным центром Русского Севера является древняя Вологда, за последние пять лет турпоток в культурную столицу Русского Севера вырос на 70 % в результате активного развития туристской инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики по продвижению города на туристском рынке. Планировалось, что к 2020 г. туристский поток в областную столицу должен увеличиться до 1 млн человек, что обеспечило бы дополнительный приток денежных средств в бюджет города в размере 10 млрд рублей [106. с. 206-211]. По экономическим расчетам, один турист в среднем оставляет в Вологде как минимум 10 тыс. рублей. Это порядка 3,5 тыс. рублей за сутки в отеле, 2 тыс. рублей в кафе и ресторанах. 1 тыс. рублей при покупке сувениров и 3,5 тыс. рублей при посещении экскурсий и музеев. Если в год в Вологду приезжает 700 тыс. туристов и экскурсантов, а 30 % из них остается минимум на сутки, получается, что инвестиции в экономику города составляют не менее 2 млрд рублей. Из 700-800 тыс. туристов в год 70 % — экскурсанты, 30 % — туристы. Больше половины гостей останавливается в городе с деловой целью, 23 % туристов — люди, которые едут в Вологду, чтобы познакомиться с городом, его архитектурой и историей (рис. 36). Еще порядка 21 % туристов приезжают на событийные мероприятия [107]. Вызывает обеспокоенность проблема сохранения одного из основных брендов Вологды — резного деревянного зодчества. Вместо снесенных и сгоревших деревянных памятников архитектуры вырастают, как правило, безликие строения из стекла и бетона, в лучшем случае так называемые муляжи- новоделы, лишь имитирующие внешний облик исторических зданий. В столице Поморья — Архангельске — также отмечается тенденция к сносу и утрате средовой деревянной застройки. Лучшими примерами успешного развития туризма в малых исторических поселениях Русского Севера, наряду с Великим Устюгом, являются Тотьма, Кириллов. Белозерск и Яренск. Здесь растет туристский поток, создаются новые рабочие места, привлекаются дополнительные инвестиции, пополняется доходная часть местных бюджетов, разрабатываются новые событийные мероприятия. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz