Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.

канала, в 2015 г. на ней установлен памятник белозерскому судаку. На берегу озера оборудован песчаный пляж. Участие в мегапроекте «Серебряное ожерелье России» — большой плюс для Белозерска, который становится членом авторитетного туристского сообщества, объединяющего одиннадцать регионов Северо-Запада России. На сегодняшний день Белозерск представлен в «Серебряном ожерелье» маршрутом «Маэкса — рыбацкое село» [92]. Маэкса — старинное село в трех километрах от города. Если говорить о перспективах участия в «Серебряном ожерелье», то Белозерск вполне мог бы стать частью межрегионального ганзейского маршрута «По следам викингов на территории Восточной Европы», включающего посещение старейших русских торговых городов. Из факторов, сдерживающих развитие туризма, главный — недостаточная транспортная доступность территории и некоторая удаленность от основных транспортных и туристских коридоров. Отсутствие причала сделало невозможным прием туристических теплоходов. Крупные круизные суда, идущие по Волго-Балту и Мариинской водной системе, не заходят в Белозерск из-за технических проблем. Причалить к белозерскому причалу могут только маломерные суда. В настоящее время пассажиры круизных теплоходов, высадившись на берег в Череповце (в 115 километрах), доставляются в Белозерск автобусами. Начиная с 2016 г. разрабатывался проект строительства причального комплекса, рассчитанного на прием 500 туристических судов в год (100 тыс. круизньк туристов). В результате строительства причального комплекса ожидается увеличение общего туристического потока в Белозерск в 2-2,5 раза [85]. Рассматривалось два возможных варианта строительства причала. Первый вариант — сделать его непосредственно в Белозерске, что потребует немалых средств на дноуглубительные работы, которые необходимо проводить каждый год. Второй вариант (более экономичный) — размещение причала в Крохино, в 17 километрах от Белозерска, туристов в город доставляли бы автобусами [93]. Район Крохино является своеобразным археологическим заповедником с большим культурным слоем: до XIV в. здесь, в истоке Шексны, находился град Белоозеро, перенесенный сюда с северного берега озера. Белоозеро после создания Волго-Балта сильно пострадало от затопления. В Крохино возможна организация археологического музея затопленного города. Для привлечения туристов в Белозерск целесообразно дальнейшее улучшение городской среды на базе создания новых объектов показа. Например, организация пешеходной музейной улицы, установление объектов малой городской скульптуры (памятники Шукшину, Белозерской Сударыне, князю Синеусу) и инсталляций, связанных с богатой историей и символами города. Так, в Белозерске реализован инновационный проект «Белозерск — город тысячи камней», направленный на создание новых природно-художественных арт-объектов экскурсионного показа с использованием крупных камней. 5.2.2. Великий Устюг Самым успешным реализуемым туристским проектом и брендом Европейского Севера стал инвестиционный проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Малый северный город стал одним из наиболее активно 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz