Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.
на архипелаг относительно недорогим морским транспортом со стороны Карелии: через Кемь (самый кратчайший путь, 55 километров) и Беломорск. На этом направлении 80 % туристов перевозит карельский транспорт [77]. Маршрут на Соловки со стороны Архангельска не пользуется большой популярностью из-за высоких цен на авиаперелет и прекращением прямого морского сообщения. За 2017 г. Соловки посетили около 18 тыс. туристов. В высокий сезон 2018 г. количество организованных туристов увеличилось до 20 тыс. человек. Турпоток на архипелаг часто зависит от того, какая погода будет на островах. Соловецкие острова ежегодно принимают в среднем от двух до трех круизных лайнеров преимущественно с иностранными туристами [78]. Международный круизный туризм в силу своей специфики (туристы прибывают на Соловки на круизном судне, где и проживают во время посещения архипелага) не должен нанести ущерба хрупким экосистемам и монастырскому укладу жизни Соловецких островов. Необходимо возродить популярный в прошлом круизный маршрут Архангельск — Соловки, закрытый в настоящее время из-за проблем с речным и морским регистром и из-за отсутствия судов класса «река — море». В перспективе возможно увеличить количество иностранных туристов на Соловках, если восстановить морской круиз из порта Кандалакша, действовавший в советское время. В Кандалакшу туристы смогут прибывать автобусами со стороны российско-финского пункта пропуска Салла. Можно отметить следующие проблемы в развитии туристической отрасли на Соловках: уровень сервиса и культуры предпринимательства крайне низок; абсолютная разобщенность туроператоров, представляющих Соловки; отсутствие чёткой региональной политики в области развития соловецкого туризма; высокие цены турпродукта; современное обслуживание турбизнеса в большинстве случаев проходит мимо налоговой базы. Подавляющее число туроператоров и владельцев отелей зарегистрированы в налоговых службах других регионов. Обслуживающих туристов (принимающих) компаний на Соловках три: федеральный музей- заповедник, паломническая служба ставропигиального монастыря и частная компания, обслуживающая не более 5 % туристов. Так как музей и монастырь не платят налогов в районный и областной бюджет, фактически Архангельская область получает налоги только с этих 5 % и почти ничего не имеет с продаж турпутевок [81]. В экономико-географическом плане Соловки сейчас более привязаны к Карелии, чем к самой Архангельской области. Фактически сегодня существует только административное подчинение и дотации из бюджета Архангельской области на содержание инфраструктуры. При этом весь туризм проходит по территории сельского поселкового муниципалитета, используя его инфраструктуру. Доходы от этого туристического направления получают музей и монастырь. Большую часть дохода от туризма на Соловках получают Карелия и Москва. Для выхода из сложившейся ситуации Архангельской области необходимо жестко конкурировать на соловецком туристическом рынке, реализуя собственные проекты в области транспортных перевозок (прежде всего в морском транспорте), гостиничного бизнеса и обслуживания туристов. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz