Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.

которые способствуют развитию туризма и могут увеличить поток туристов в регион: водный, зимний, промышленный и паломнический виды туризма [31]. Кольский Север воспринимается как регион, где можно дольше других мест кататься на лыжах, снегоходах и наблюдать северное сияние. Перспективен также сноукайтинг, лучшее место для которого — Териберка. В 2019 г. в регионе появилась новая ассоциация — «Союз туриндустрии Мурманской области», которая объединила интересы региональных турфирм и подняла на новый уровень туристические идеи, а также обеспечила дополнительное финансирование, которое будет использовано для развития туризма в Заполярье. При наличии гигантского туристического потенциала Мурманской области необходимо повышать качество сервиса. Одна из ключевых задач — установить профессиональный стандарт сервиса, удовлетворяющий запросы туристов. Будет развиваться система грантовой поддержки местных туроператоров. Планируется также распоряжение федерального правительства по закреплению в Баренцевом море участков для легальной ловли краба начиная с 2021 г., а это еще одна потенциальная точка роста туриндустрии [32]. Для организации коммуникации между всеми участниками турбизнеса и обеспечения максимального мультипликативного эффекта для всей экономики региона от туризма выбран кластерный подход при создании условий для развития данной сферы в Мурманской области. Функционирование туристического кластера на территории региона позволяет повысить эффективность использования его туристско-рекреационного потенциала. Очевидно, что объединение сфер и направлений деятельности в региональный туристический кластер позволяет достичь синергетического эффекта в отрасли и обеспечить увеличение ВВП региона. Упор делается на формирование четырёх основных туристских кластеров — «Хибины», «Беломорье», Ловозерского и Печенгского. Сегодня к ним добавляются стихийно возникшие протокластеры «Мурманск» и «Териберка» [33]. В каждом кластере разрабатывается или уже разработан собственный узнаваемый бренд. Все они должны быть объединены под общим, так называемым зонтичным, брендом Мурманской области, который будет продвигаться на российском и международном рынках. В регионе будут создаваться брендовые туристические маршруты, развиваться новые виды турпродукта, такие как деловой и промышленный туризм. Перечень пилотных предприятий, которые потенциально могут стать флагманами развития промышленного туризма в Мурманской области, сформирован региональным комитетом по туризму. В этом списке такие компании, как «ФосАгро» (Кировский филиал АО «Апатит»), ПАО «Норникель» (Кольская ГМК), Кольская АЭС, «ЕвроХим» (Ковдорский ГОК) и АО «Олкон». В перспективе — продвижение Мурманской области как туристического направления на новые рынки: в Европу (Германию, Испанию, Францию), Японию, Латинскую Америку и США. Рассчитанный на сегодня целевой показатель — довести турпоток в область к 2025 г. до 557,4 тыс. человек в год [33,34]. В Мурманской области имеются моногорода, для которых туризм за счет процесса реструктуризации может в ближайшее время стать главным фактором развития и диверсификации экономики на местах. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz