Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.

в мире — музея освоения Арктики имени Виллема Баренца — на базе бывшей полярной станции. В 2019 г. на острове Гукера был открыт самый северный в России визит- центр. Создание его интерактивной экспозиции связано с планами национального парка по расширению комплекса туристских услуг в бухте Тихой. В последние годы уровень и перечень услуг для посетителей бухты значительно возросли: организуется сеть благоустроенных экологических троп на основе прокладки каменных дорожек и деревянных пешеходных настилов, туристская навигация, самая северная в мире почта и сувенирная лавка [23]. Музейные экспозиции планируется организовать также на островах Земля Александры и Греэм-Белл, продолжится работа над созданием новых экологических троп на мысе Флора острова Нортбрук и в районе мыса Желания острова Северный на Новой Земле [25]. Высокие широты — это огромные издержки, в первую очередь транспортные. Фрахт атомного ледокола обходится в четыре миллиона рублей в сутки, плюс обеспечение круиза и услуги туристам. Даже с учетом строительства новых ледоколов можно утверждать, что арктический туризм на круизных судах не будет дешевым. Однако есть и другие виды путешествий, которые могут сделать Арктику более доступной в финансовом отношении. Основную проблему составляет логистика. Авиатехника дешевле и быстрее, морская техника — медленнее и дороже. Чем меньше турист находится на воде, тем меньше будет стоить тур. На Земле Франца-Иосифа в настоящее время нет гражданского аэродрома способного принимать туристов. Поэтому приходится добираться до национального парка морем из Архангельска или Мурманска, на что уходит два дня чистого времени в море и столько же обратно [19]. С этой целью национальный парк начинает развивать стратегию авиатуризма. Для этого понадобится задействовать один-два ведомственных аэродрома на северных архипелагах. Предполагается, что туристов из Архангельска. Нарьян-Мара или других городов будут вертолетами доставлять, например, на Новую Землю. Там для них построят гостиницу на 50-70 мест. Затем они на небольших судах в течение пяти-семи дней смогут путешествовать по арктическим островам, после чего тем же путем вернутся на материк. Подобные проекты разрабатываются для острова Хейса Земли Франца-Иосифа и для мыса Желания на Новой Земле. Есть проекты гостиниц, многофункциональных арктических комплексов (МАК) [26]. Руководство национального парка считает развитие инфраструктуры для ночевки круизных туристов с атомохода на архипелаге ненужной затеей. Туристы высаживаются на берега и так, а вот остаться переночевать на берегу хотят, как правило, один-два туриста из 120 человек на борту. «Если построить на Земле Франца-Иосифа аэродром для гражданских самолетов, то туристы смогут сразу прилететь в акваторию национального парка, где уже стоит судно, готовое принять их на борт. На самолете можно долетать за три часа в одну сторону. Таким образом сокращается время доставки туристов в Арктику. Во-вторых, снижаются затраты и издержки на туристическую поездку по осмотру архипелага», — считает директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов. В итоге вместо четырнадцати дней на круизном судне и четырех дней в море, тур сокращается до десяти дней. Цена при этом, при условии постоянного роста турпотока, может снизиться если не в два, 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz