Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.
рублей. По данным ЦАТ «Грумант», в последние годы турпоток увеличился до 38 тыс. человек. Центр арктического туризма «Грумант» в настоящее время становится самым крупным российским туроператором в Арктике. Помимо традиционных для Шпицбергена видов туризма (экологический, снегоходные туры, круизные прогулки), набирает популярность подземный промышленный туризм с показом угольных шахт. В поселке создано 70 рабочих мест в сфере туризма и услуг. В перспективе сфера туризма будет расти, а добыча угля — сокращаться. Количество рабочих мест в ЦАТ «Грумант» может увеличиться с нынешних 18 до 100 [21]. Кроме Баренцбурга туристы посещают и законсервированные советские поселения Грумант и Пирамида. Баренцбург постепенно становится туристическими воротами в Российскую Арктику. Круизные лайнеры теперь могут напрямую идти от Шпицбергена до Земли Франца-Иосифа и на Северный полюс (до которых около 1000 километров), в Баренцбурге налажена выдача туристам российских виз. Количество российских туристов на Шпицбергене может вырасти благодаря организации морских круизов, увеличению числа чартерных или регулярных авиарейсов из Мурманска или Москвы. Центр арктического туризма «Грумант» организовал и разработал первый российский арктический круиз на Шпицберген в августе 2016 г. на борту норвежского судна с организацией прямого чартерного авиарейса из Москвы. Стоимость недельного безвизового путешествия для 108 российских туристов составила от 2800 до 3500 евро в зависимости от класса кают [22]. В дальнейшем для организации прямых круизных рейсов по маршруту Мурманск — Баренцбург необходим поиск судна, которое сможет осуществлять круизы на Шпицберген, возможно, с посещением полуострова Рыбачий и мыса Немецкий. Однако круизных судов ледового класса в мире мало. Для этого нужны вложения крупного венчурного фонда или государства. Возникнет также необходимость субсидирования коммерческой компании, которая приобретет судно для морских круизов на Шпицберген. В поселках Баренцбург и Пирамида необходима реконструкция причальных комплексов, что потребует вложения дополнительных средств. В ряду новых перспективных конкурентоспособных направлений развития туризма в российской части Шпицбергена следует отметить развитие горнолыжного, событийного и лечебно-оздоровительного (на базе источников минеральной воды «Баренцбургская») его видов. 2.2.2. Национальный парк «Русская Арктика» В настоящее время идет процесс развития национального парка «Русская Арктика», основанного в 2009 г. В его состав были включены северная часть архипелага Новая Земля и архипелаг Земля Франца-Иосифа. Это самая северная и самая крупная морская ООПТ в Арктике, 85 % архипелага покрыто ледниками. В 2016 г. территория национального парка «Русская Арктика» была расширена на 7,4 млн га за счет федерального заказника «Земля Франца- Иосифа» площадью 1,6 млн га и участка внутренних морских вод и территориального моря России площадью 5.8 млн га. Таким образом, национальный парк «Русская Арктика» стал самой большой в России ООПТ [Мурманская государственная | областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz