Грушенко, Э. Б. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики / Э. Б. Грушенко, Е. А. Лисунова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2021. - 110 с. : цв. ил., карты, табл.
на туристов с высоким уровнем дохода. Несмотря на то что нишевой туризм является дорогостоящим видом, его вклад в экономику субъектов Арктической зоны РФ составляет не более 1 % из-за транспортной удаленности территорий, низкой инвестиционной активности регионов, низкой доходности некоторых видов туризма. Вследствие этого перспективными стратегическими направлениями развития сферы туризма Западной Арктики будет поддержка малозатратных и высокодоходных видов туризма, например событийного, этнографического и экологического [12, с. 206-211]. Путешествия в Арктику должны стать доступны туристам с различным уровнем доходов. Чтобы улучшить транспортную доступность и снизить цены на путешествие, необходимо развивать конкуренцию в логистике и транспортном обслуживании. Одним из перспективных направлений диверсификации хозяйственной деятельности в малых поселениях Западной Арктики является развитие туризма. Инновационные инвестиционные проекты в сфере арктического туризма должны привлечь в регион туристов, а это, безусловно, привлечет дополнительные инвестиции в модернизацию инфраструктуры и дальнейшее устойчивое развитие уникальных территорий Западной Арктики. Опыт соседних арктических стран показывает, что в основе формирования туристских кластеров в Арктике должно лежать рациональное природопользование, развитие транспортной и гостиничной инфраструктур. Предусматривается активное использование потенциала ООПТ арктического региона — национальных парков и заповедников, в которых целесообразно осуществлять природно-ориентированные виды туризма и экологическое просвещение рекреантов. Непременным условием эффективного осуществления и развития арктического туризма в современных условиях выступает фактор международного партнёрства и кооперации в целях обеспечения безопасности туризма в Арктике и транспортного осуществления арктических путешествий. Примером может являться проект «Государственно-частное партнёрство в сфере туризма в Баренц-регионе» (BART) [13, с. 33]. Ключевой проблемой арктического морского туризма является отсутствие собственных пассажирских судов в России. Теплоход «Клавдия Еланская» является единственным специализированным российским судном, курсирующим в арктических водах. Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Коломяжный заявил: «В России разрабатываются круизные суда ледокольного класса для создания туристских маршрутов по Арктике, что в будущем позволит получать более 5 млрд долларов в год». Существует возможность создания локальных маршрутов, например круиз Мурманск — Архангельск — Соловецкие острова [14]. В Мурманске в настоящее время реализован инвестиционный федеральный проект по развитию пассажирской инфраструктуры морского транспорта «Арктическая гавань» в целях создания круизного центра международного уровня. В 2018 г. в здании Мурманского морского вокзала начал работать международный пункт пропуска через границу, рассчитанный на пропуск порядка 100 тыс. человек в год. В связи с его обустройством в 2017 г. порт Мурманск принял только три круизных судна. В 2018 г. количество судозаходов в заполярную столицу увеличилось до семи (4500 туристов), в 2019 г. — до восьми, однако общее количество круизных пассажиров снизилось до двух тысяч (табл. 1). 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz