Грушенко, Э. Б. Развитие туризма в национальном парке "Русская Арктика" // Север и рынок. - 2014. - № 5 (42). - С. 11-12.

природный заказник «Земля Франца-Иосифа» и остров Виктория. Это самая большая морская особо охраняемая территория в Арктике. Основным видом доставки туристов является морской круизный флот. В связи с созданием национального парка, ледокольные круизы на Северный полюс выполняются из Мурманска, в последнее время, в основном через ЗФИ, с заходом на Новую Землю. Если в 2010 г. территорию формируемого парка посетило не более 500 туристов (4 круизных лайнера), то в 2011 г. поток посетителей архипелага возрос до 865 чел. (10 круизных судов). В 2012 г. «Русскую Арктику» посетило 1300 туристов (12 круизов), из них 90 % - иностранные граждане [1]. Количество россиян с каждым годом постепенно растет. В 2012 г. компанией «Интурист Архангельск» был организован первый научно-исследовательский экспедиционный рейс для российских студентов и туристов в национальный парк «Русская Арктика» на судне Росгидромета «Профессор Молчанов» В 2013 г. турпоток в национальный парк сократился вдвое - до 639 чел. Всего в этом году в «Русскую Арктику» состоялось пять круизов: четыре - на атомном ледоколе «50 лет Победы» и один - на судне «The World». Российская туроператорская компания Клуб путешествий «Спешиал», осуществляющая до 10% от всех круизов в Арктику, периодически организует летние круизы на Землю Франца-Иосифа из Мурманска на дизель-ледоколе «Капитан Драницын». В зависимости от маршрута следования и класса морского судна стоимость участия в 12­ дневном круизе колеблется в пределах 300-750 тыс. руб. Арктические круизы в основном проходят по территории архипелага ЗФИ, чуть реже посещается северная оконечность Новой Земли. Туристы осматривают птичьи базары и наблюдают за арктическими животными на скале Рубини, в бухте Тихая, на островах Чампа и Рудольфа. Высадки с судна осуществляются на специальных резиновых моторных лодках типа «Зодиак» или с помощью вертолета [2]. В настоящее время на арктических островах отсутствует какая либо инфраструктура. Однако вскоре в национальном парке появятся четыре опорных пункта, в состав которых войдут визит - центры (три на ЗФИ и один на Новой Земле) и другие экологически безопасные инфраструктурные объекты. Предполагается построить смотровые площадки, туристические экологические тропы, информационные щиты, а на нескольких ключевых островах - помещения типа мини-гостиниц. В последние годы в «Русской Арктике» начинают развиваться также яхтинг и авиатуризм. Однако пока на территории нет необходимой инфраструктуры (причалов, аэродромов) для развития массового туризма. Появление в Арктических широтах национального парка позволит закрепить присутствие России в этом регионе. В ближайшие годы рост турпотока в «Русскую Арктику», по прогнозу экспертов, вряд ли возможен. Основные проблемы: существующие административные и таможенные барьеры, а также высокая стоимость круизных туров. Так, на 2014-2015 годы большинство туроператоров пока не смогли набрать нужное количество пассажиров на свои суда для путешествия на ЗФИ. В целом, по мнению экспертов Ассоциации круизных экспедиционных операторов Арктики (АЕСО), в круизном туризме наметился кризис: сейчас гражданские судоверфи строят не средние и небольшие суда вместимостью до 300 человек, а более крупные суда вместимостью более тысячи мест, которые рассчитаны на более традиционные морские круизы, нежели путешествие в Арктику. Шпицберген в 2012 году принял 76 тысяч туристов, из них примерно 26-33% готовы были также посетить российские заповедные территории: Новую Землю и ЗФИ. Это практически нетронутые человеком территории со своим особым культурным ландшафтом, где практически нет инфраструктуры, но туристы едут в Арктику именно за этим. Что касается географии туристов, то принято выделять большую пятерку стран, где сформирован стабильный спрос на арктический туризм - это ФРГ, Китай, США, Швейцария и Великобритания. Из-за визовых ограничений, отсутствия пограничной и таможенной инфраструктуры на российских территориях Новой Земли и ЗФИ, в 2012 году «Русская Арктика» недосчиталась 20-25 тыс. иностранных туристов [3]. В 2014 г. Ростуризм намерен организовать экспедиционный круизный тур для иностранных туристов с посещением архипелагов Шпицберген и Земля Франца-Иосифа. Предполагается, что туристы будут подниматься на борт экспедиционного судна в норвежском порту Шпицбергена, откуда оно проследует в российскую Арктику. Также достигнута договоренность с Ростуризмом о создании нового межрегионального круизного маршрута 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz