Грушенко, Э. Б. Современное состояние и направления развития морского туризма как средства освоения Западной Арктики // Север и рынок. - 2010. - № 1 (25). - С. 29-32.

в Мурманске без визы. После согласования данного вопроса норвежская сторона готова вести переговоры о заходе в Мурманск круизных судов со стороны Норвегии. Ключевым объектом зарождающейся в районе морского вокзала морской туристско- рекреационной зоны становится старейший в мире атомный ледокол «Ленин». В 2009 г. он поставлен сюда на вечную стоянку и преобразуется в плавучий музей истории атомного флота России и освоения Севморпути. Скорей всего, на атомоходе будет конференц-зал, несколько гостевых кают и информационный центр. Предусматривается благоустройство прилегающей территории и набережной, а также реконструкция главного пассажирского пирса морвокзала. Возможно, что рядом с ледоколом «Ленин» будет поставлен на вечную стоянку и преобразован в музей легендарный подводный атомоход К-3 «Ленинский Комсомол». Перспективным местом для организации приморской набережной является также район нового моста через Кольский залив. Украсить перспективные приморские туристско-рекреационные зоны в Мурманске могут малые городские скульптуры, связанные с рыболовно-морской тематикой, и музейно-выставочный комплекс морской техники под открытым небом. Единственный на Русском Севере океанариум можно дополнить, создав на его базе музейно-познавательный центр «Жизнь северных морей» с панорамным океанским аквариумом. Проблему дефицита гостиничных мест в Мурманске во время проведения в октябре 2009 г. международного экономического форума смогли частично решить два пассажирских судна - теплоходы «Клавдия Еланская» и «Полярис» превратились в плавучие гостиницы. Оба судна находились у причала морского вокзала и смогли разместить на борту 300 гостей форума. В перспективе возможно переоборудовать в постоянный плавучий отель атомоход «Арктика», выведенный из эксплуатации в 2008 г. В регионе Высокоширотных архипелагов Баренцева моря следует выделить три перспективные туристско-рекреационные территории: национальный парк «Русская Арктика», Шпицберген и арктическая база «Барнео». Начиная с 2009 г. стала принимать экстремальных туристов дрейфующая арктическая база «Барнео» в районе Северного полюса. Туристический сезон на «Барнео» длится только один месяц - апрель. Лагерь состоит из жилых палаток, кают-компании, бани и ресторана с русской кухней. За сезон на дрейфующей льдине планируется принять до 1500 туристов. Туристам предлагаются отсюда маршруты на Северный полюс на лыжах, вертолете или собачьих упряжках. [3]. Национальный парк «Русская Арктика» учрежден в июне 2009 г. на северной части Новой Земли и прибрежной акватории общей площадью 1.4 млн га. Планируется, что организационно новый парк будет объединен с заказником «Земля Франца-Иосифа» [4]. Научная работа и туризм должны стать главными направлениями работы парка. Появление в Арктических широтах национального парка позволит закрепить присутствие России в этом регионе. Чтобы эффективней привлечь туристов, необходимо будет организовать прямые маршруты в национальный парк без захода в Архангельск или Мурманск. Основным центром арктического туризма в Баренцевоморском регионе в настоящий момент является архипелаг Шпицберген, который посещают в год 45 тыс. туристов. Здесь создано 6 национальных парков и 3 заповедника, в которых работают 280 чел. Ведущим туроператором по российским поселкам архипелага выступает норвежско-немецкая компания «Шпицберген тур». Компания организовала летние туры, основанные на проживании групп в поселках Барецбург и Пирамида по нескольку дней, в отличие от других туроператоров, которые использовали российские поселки лишь в качестве экзотического места с кратковременной экскурсией [5]. Для российских поселений на Шпицбергене характерны серьезные экономические проблемы и необходимость значительных государственных субсидий. Добыча угля давно утратила свою экономическую эффективность. Лишь в какой-то степени улучшению экономической ситуации способствует весьма ограниченный туризм, которому российские поселки не уделяют должного внимания. Норвежцы гораздо раньше нас поняли бесперспективность индустриализации архипелага и принялись развивать там две ключевые отрасли - туризм и науку. Благодаря созданию на Шпицбергене современной инфраструктуры и безвизовому режиму, туристический бизнес позволил превратить норвежский Лонгиербюен в один из самых благоустроенных и комфортабельных для жизни поселений в заполярной зоне. Созданы богатейшие возможности для наземного и водного экотуризма. Лонгиербюен и Баренцбург разделяет всего 20 км, но выглядят полными антиподами. Между ними отсутствует пока сухопутное сообщение. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz