Грицаенко, Р. П. По следам дедов и отцов : сборник о Мончегорске, мончегорцах и мест не столь отдаленных от него : в связи с 85-летием города и в честь присвоения Мончегорску звания «Город трудовой доблести» и 35-летием Совета ветеранов войны, труда (пенсионеров) вооруженных сил и правоохранительных органов / Грицаенко Раиса Петровна ; [Мончег. обществ. орг. «Мемориал»]. - Мончегорск : [б. и.], 2022 (Санкт-Петербург : Грейт-принт). - 250 с. : ил., цв. ил.,карты, портр.

БЕЛОМОРСКО - БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ В 1933 году был открыт канал, связавший Белое море с Онегой и Бал­ тикой. Канал был построен на пути, который использовался русскими в течение нескольких веков. Здесь проходила дорога паломников, совер­ шавших путешествия к православным святыням на Соловках. Первый проект судоходного канала между Белым морем и Балтикой предложил русский царь Петр 1 во время Великой Северной войны. Про­ тотипом канала в 1702 году стала «Государева дорога» - просека шести­ метровой ширины, проложенная от Белого моря к Онежскому озеру. По этой дороге волоком в Онегу были переброшены военные суда, необходи­ мые для участия в боевых действиях против Швеции. Однако дальше идеи канала в тот период дело не пошло. Проект - строительства Беломорско - Балтийского канала всплывал достаточно регулярно. В последний раз в Царской России тема канала была поднята в начале Первой мировой войны, однако несмотря на все военные плюсы от его строительства, власти сочли его слишком дорого­ стоящим. В Советском Союзе к идее Беломорско - Балтийского канала верну­ лись в 1930 году. В отличие от царских времен, советская власть взяла по- истине рекордные темпы решения вопроса. Уже в сентябре 1931 Иосиф Сталин поставил задачу построить канал в течение 20 месяцев. Офици­ альное открытие канала состоялось в августе 1933 года. Протяженность канала составляет 227 километров. В состав канала входит 19 шлюзов, а для его создания более 100 сложных инженерных со­ оружений, а также более 2500 километров железнодорожных путей. Как уже говорилось, создание Беломорканала заняло менее двух лет. Для срав­ нения - Суэцкий канал длиной в 160 километров строился 10 лет, а Па­ намский канал протяженностью 80 километров - 28 лет. В период строительства Беломорско - Балтийского канала в СССР су­ ществовал серьезный дефицит техники и дорогостоящих стройматериа­ лов, поэтому главной движущей силой строительства стал физический труд заключенных, а стройматериалами - дерево, камень, грунт и торф. Беломорканал стал первой стройкой народного хозяйства, где в таких масштабах использовался труд заключенных ГУЛАГа. По мнению историков, сама идея использования осужденных на стройках народного хозяйства была предложена Нафталием Ароновичем Френкелем, руководившем созданием Беломорканала. Кураторами про­ екта были Генрих Ягода и Матвей Берман. Данные о количестве заключенных, работавших на строительстве Беломорканала и погибших там, чрезвычайно разнятся. По архивным 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz