Грицаенко, Р. П. По следам дедов и отцов : сборник о Мончегорске, мончегорцах и мест не столь отдаленных от него : в связи с 85-летием города и в честь присвоения Мончегорску звания «Город трудовой доблести» и 35-летием Совета ветеранов войны, труда (пенсионеров) вооруженных сил и правоохранительных органов / Грицаенко Раиса Петровна ; [Мончег. обществ. орг. «Мемориал»]. - Мончегорск : [б. и.], 2022 (Санкт-Петербург : Грейт-принт). - 250 с. : ил., цв. ил.,карты, портр.
БЕЛОМОРСКО - БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ В 1933 году был открыт канал, связавший Белое море с Онегой и Бал тикой. Канал был построен на пути, который использовался русскими в течение нескольких веков. Здесь проходила дорога паломников, совер шавших путешествия к православным святыням на Соловках. Первый проект судоходного канала между Белым морем и Балтикой предложил русский царь Петр 1 во время Великой Северной войны. Про тотипом канала в 1702 году стала «Государева дорога» - просека шести метровой ширины, проложенная от Белого моря к Онежскому озеру. По этой дороге волоком в Онегу были переброшены военные суда, необходи мые для участия в боевых действиях против Швеции. Однако дальше идеи канала в тот период дело не пошло. Проект - строительства Беломорско - Балтийского канала всплывал достаточно регулярно. В последний раз в Царской России тема канала была поднята в начале Первой мировой войны, однако несмотря на все военные плюсы от его строительства, власти сочли его слишком дорого стоящим. В Советском Союзе к идее Беломорско - Балтийского канала верну лись в 1930 году. В отличие от царских времен, советская власть взяла по- истине рекордные темпы решения вопроса. Уже в сентябре 1931 Иосиф Сталин поставил задачу построить канал в течение 20 месяцев. Офици альное открытие канала состоялось в августе 1933 года. Протяженность канала составляет 227 километров. В состав канала входит 19 шлюзов, а для его создания более 100 сложных инженерных со оружений, а также более 2500 километров железнодорожных путей. Как уже говорилось, создание Беломорканала заняло менее двух лет. Для срав нения - Суэцкий канал длиной в 160 километров строился 10 лет, а Па намский канал протяженностью 80 километров - 28 лет. В период строительства Беломорско - Балтийского канала в СССР су ществовал серьезный дефицит техники и дорогостоящих стройматериа лов, поэтому главной движущей силой строительства стал физический труд заключенных, а стройматериалами - дерево, камень, грунт и торф. Беломорканал стал первой стройкой народного хозяйства, где в таких масштабах использовался труд заключенных ГУЛАГа. По мнению историков, сама идея использования осужденных на стройках народного хозяйства была предложена Нафталием Ароновичем Френкелем, руководившем созданием Беломорканала. Кураторами про екта были Генрих Ягода и Матвей Берман. Данные о количестве заключенных, работавших на строительстве Беломорканала и погибших там, чрезвычайно разнятся. По архивным 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz