Грицаенко, Р. П. По следам дедов и отцов : сборник о Мончегорске, мончегорцах и мест не столь отдаленных от него : в связи с 85-летием города и в честь присвоения Мончегорску звания «Город трудовой доблести» и 35-летием Совета ветеранов войны, труда (пенсионеров) вооруженных сил и правоохранительных органов / Грицаенко Раиса Петровна ; [Мончег. обществ. орг. «Мемориал»]. - Мончегорск : [б. и.], 2022 (Санкт-Петербург : Грейт-принт). - 250 с. : ил., цв. ил.,карты, портр.
Итак, многокилометровые походы с тяжелой ношей без поддержки и помощи населения, сражения с тремя «стихиями» (немцы, финны, кли мат севера) - для маленького соединения людей. У каких партизан это ещё было? Могло ли предположить командование, организуя партизан ское движение в Заполярье, что оно столкнется с такими сложностями? Склонен считать, что командование предполагало - какие жертвы это по влечет за собой. Но это никого не остановило. Советское время требовало героических поступков - «мы за ценой не постоим». Я не мог не заду маться о мужестве партизан (на фоне таких трудностей оно «высвечи вается» ещё больше): «Люди ли это были? Ведь такое под стать только сверхчеловеческой силе. Неудивительно, что некоторые не выдержали. Но ведь большинство - справились. Пройдя по тундре тысячи километ ров, превратились в богатырей, сокрушая врага своей самоотверженно стью и растапливая льды севера своими горячими сердцами». Высокие слова в моих мыслях, но простых не хватает... ... Мог ли кто-то из них, вчерашних школьников, рабочих, партий ных работников, солдат, представить себе, что станет партизаном? А пар тизаном нужно уметь быть. Даже бывшим солдатам гражданской войны и финской кампании была незнакома партизанская «наука». Партизан должен все видеть, все слышать, оставаясь сам невидимым и неслышным. Из воспоминаний партизана - минера И.Кузнецова: «Никто из нас не знал, как долго продлится война, когда придется встретиться с фашистами лицом к лицу, что предстоит перенести в походах. Никто из нас не умел маскироваться так, чтобы ви деть все, но оставаться невидимым; бесшумно ходить, не оставляя никакого следа; подавать сигналы, имитирующие крики куропатки или оленя, и т. д. Словом, не умели мы многого, но очень хотели бить врага, а потому учились на совесть». Почему же для них было важно учиться «на совесть»? Да, я понимаю, горячее желание бить врага, но я думаю, это было ещё и гаран тией выжить. Ведь чем лучше будешь уметь воевать, тем больше шансов сохранить свою жизнь. Это подсознательно понимали все. В этой ситуа ции не могло не быть разговоров о смерти, они не могли не думать об этом. И разговоры такие были, что подтверждает дневник политрука П.Евсеева: «30 июля 1942 года. Сегодня состоялась первая политбеседа. Про читал и разъяснил сводку Совинформбюро. Потом был неофициальный раз говор по душам. Все до одного ненавидят немцев, никто не боится предсто ящих трудностей, а вот смерти... «Умирать не хочу, - сказал Мурин, - но коль придется - что ж, знаю, за что умирать». С Муриным все были со гласны, но разговор вокруг этой темы продолжался...». И дальше из днев ника: «Во время одного из перекуров подошел к бойцам первого отделения. Ребята обсуждали, что лучше: если оторвет ногу или оторвет руку? Если, 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz