Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

порт, который применялся для перевозки грузов и пассажиров. В ноябре 1934 года в городе открылась первая автобусная линия и единственный 16-местный автобус ГАЗ-АА начал курсировать от окраины до окраи­ ны (Жилстрой —улица Карла Либкнехта). Одна из остановок появилась и на улице Коминтерна. И через несколько месяцев женщины Мурманска дали горсовету наказ: запретить катание детей на лыжах и санках в цент­ ре, особенно у здания ТПО, где дети, увлекшись, выезжали на проезжую часть. В 30-е годы в городе активно велось каменное строительство, но хвата­ ло и «архитектурных пережитков». Так, в полосе, примыкающей к полотну железной дороги, до войны стояло пять поселков, так и названных —Же ­ лезнодорожными. Они сохраняли следы неустроенности первых лет стро­ ительства Мурманска — сооружения из битого кирпича, камней, железа, горбыля. Третья терраса —между Варничным ручьем и улицей Карла Маркса — начала заселяться в середине 20-х годов. Там выделяли участки приезжим колонистам. Возник поселок Колонизации. Шесть линий —улиц поселка — были неблагоустроенными. Еще к середине 30-х годов в дождь там не мог­ ла проехать телега. Пожарные испытывали трудности в случаях необходи­ мости выезда ходов в этот неблагополучный район. Зачастую, спешившись, бойцы доставляли оборудование на руках. В 30-х годах в поселке уже суще­ ствовала своя пожарная часть, она располагалась там, где сейчас находится улица Полярной правды. Несмотря на значительное развитие пожарного дела, забот у огнебор- цев хватало: чем дальше, тем больше. В 1935 году в Росте, существовавшей с 1920 года, началось строительство судоремонтного завода. Но сначала здесь вырос барачный поселок строителей. Дощатые строения, обтянутые снаружи брезентом, внутри разделялись занавесками, отделяющими жилище нескольких семей. Этот «ситцевый го­ родок» отапливался печами. Можно представить, какую тревогу у пожар­ ных вызывали эти постройки —один барак был рассчитан на 100 человек! В районе 8-й проходной, недалеко от здания портовой пожарной части, находилась электростанция. С ней связана история об одной чрезвычайной ситуации, произошедшей зимой 1932-1933 годов. Электростанция давала, помимо электроэнергии, пар порту и рыбокомбинату. И вот крыша соору­ жения не выдержала тяжести снега и провалилась. Почетный гражданин Мурманска Г. М. Бородулин вспоминал: «Локомобили вышли из строя. Средняя часть города и Тралбаза остались без освещения. Чтобы как-то выйти из положения (пока будут ремонтировать локомобили и делать но­ вую, более прочную крышу), к причалам поблизости от электростанции по­ ставили несколько дизельных траулеров, имевших по тем временам доволь­ но мощные судовые электростанции, и они стали подавать электростанцию на берег». 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz