Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
порт, который применялся для перевозки грузов и пассажиров. В ноябре 1934 года в городе открылась первая автобусная линия и единственный 16-местный автобус ГАЗ-АА начал курсировать от окраины до окраи ны (Жилстрой —улица Карла Либкнехта). Одна из остановок появилась и на улице Коминтерна. И через несколько месяцев женщины Мурманска дали горсовету наказ: запретить катание детей на лыжах и санках в цент ре, особенно у здания ТПО, где дети, увлекшись, выезжали на проезжую часть. В 30-е годы в городе активно велось каменное строительство, но хвата ло и «архитектурных пережитков». Так, в полосе, примыкающей к полотну железной дороги, до войны стояло пять поселков, так и названных —Же лезнодорожными. Они сохраняли следы неустроенности первых лет стро ительства Мурманска — сооружения из битого кирпича, камней, железа, горбыля. Третья терраса —между Варничным ручьем и улицей Карла Маркса — начала заселяться в середине 20-х годов. Там выделяли участки приезжим колонистам. Возник поселок Колонизации. Шесть линий —улиц поселка — были неблагоустроенными. Еще к середине 30-х годов в дождь там не мог ла проехать телега. Пожарные испытывали трудности в случаях необходи мости выезда ходов в этот неблагополучный район. Зачастую, спешившись, бойцы доставляли оборудование на руках. В 30-х годах в поселке уже суще ствовала своя пожарная часть, она располагалась там, где сейчас находится улица Полярной правды. Несмотря на значительное развитие пожарного дела, забот у огнебор- цев хватало: чем дальше, тем больше. В 1935 году в Росте, существовавшей с 1920 года, началось строительство судоремонтного завода. Но сначала здесь вырос барачный поселок строителей. Дощатые строения, обтянутые снаружи брезентом, внутри разделялись занавесками, отделяющими жилище нескольких семей. Этот «ситцевый го родок» отапливался печами. Можно представить, какую тревогу у пожар ных вызывали эти постройки —один барак был рассчитан на 100 человек! В районе 8-й проходной, недалеко от здания портовой пожарной части, находилась электростанция. С ней связана история об одной чрезвычайной ситуации, произошедшей зимой 1932-1933 годов. Электростанция давала, помимо электроэнергии, пар порту и рыбокомбинату. И вот крыша соору жения не выдержала тяжести снега и провалилась. Почетный гражданин Мурманска Г. М. Бородулин вспоминал: «Локомобили вышли из строя. Средняя часть города и Тралбаза остались без освещения. Чтобы как-то выйти из положения (пока будут ремонтировать локомобили и делать но вую, более прочную крышу), к причалам поблизости от электростанции по ставили несколько дизельных траулеров, имевших по тем временам доволь но мощные судовые электростанции, и они стали подавать электростанцию на берег». 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz