Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
этаже казарма, имелась башня для просушки рукавов. Здание простояло до 1961 года. В торговом порту было построено здание пожарной охраны одновре менно с Первой пожарной частью. Находилась она в тупике, рядом с клу бом моряков. Это было деревянное здание. До этого пожары на судах ту шились командой вместе с городской частью. В пожарной команде рыбного порта была строго налажена профи лактика. Там с 1929 года трудились такие люди как командир Заозерский, а так же Чемухин, Уханов, Мартишев, Галаев. Работали добросовестно, у них многие научились пожарному делу. В рыбном порту, судя по маши нам, находились 4 отделения, имелись мотопомпы, огнетушители. В целях профилактики размещались плакаты, пожарные щиты. В порту была большая сеть добровольных пожарных дружин, они ста ли очень надежной опорой в годы войны. В 1927-1928 годах город интенсивно строился, появлялись новые рай оны, поселок Жилстрой. Возникла необходимость в строительстве новых пожарных частей. Была построена новая часть № 3 там, где сейчас стоит универмаг «Полюс». Рядом было большое озеро, которое использовали для забора воды. В 20-е годы там, где сейчас Первомайский район был поселок Арноль- довка. В связи со строительством верфи там на берегу озера была со здана пожарная часть, оснащенная одной лошадиной силой и бочками. С этого началось строительство бондарного завода и пожарной части № 4 на Шевченко, 32. В 1921 году было сдано 232 кв. метра жилья, в 1922 году — 300. В 1923 году обозначается ощутимый рост — 1008 кв. метров жилой площа ди, а в следующем году —уже 2136 кв. метров. Мурманск начинал менять ся. Конечно, это не решало проблему острого жилищного кризиса. «Мур манск —город будущего, с небольшим прошлым, построенный в условиях боевой обстановки, — указывалось в 1921 году в воззвании, обращенном к горожанам, —ныне рабочие и граждане Мурманска испытывают всю тя жесть последствий такого строительства». На протяжении последующего десятилетия из-за быстрого роста населения ситуация почти не менялась. Требовали современного подхода к пожарной безопасности и растущие бы стрыми темпами производственные мощности. 25 мая 1923 года СТО РСФСР утвердил положение о колонизации Ка- рело-Мурманского края, согласно которому Мурманская железная дорога не только перевозила народнохозяйственные грузы и людей, но и осваивала край, развивала промышленность и промыслы. «Мурманка» превратилась в промышленно-транспортный и колонизационный комбинат, куда вошел и Мурманский порт. Эта «фирма» просуществовала до первой пятилетки. Мурманский промышленно-транспортный комбинат ловил рыбу, добы вал дары природы, заготавливал лес, торговал, а на вырученные средства восстанавливал хозяйство и закупал оборудование, в том числе пожарное. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz