Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

1920 -е годы В июне 1920 года Ленин подписал постановление Совета труда и обо­ роны (СТО) «Об эксплуатации и достройке Мурманской железной доро­ ги». Начала создаваться нормативная база организации системы пожарной безопасности в молодой республике. Совет народных комиссаров СССР 12 июля 1920 года принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Это постановление отделяло пожарное дело от страхового. В составе Главного управления коммунального хозяйства Народно­ го комиссариата внутренних дел (НКВД) был образован Центральный по­ жарный отдел (ЦПО). На местах, в управлениях коммунального хозяйства НКВД, были организованы пожарные подотделы. ЦПО НКВД координи­ ровал работу всех видов пожарной охраны страны и осуществлял функции государственного пожарного надзора. При НКВД была создана специальная комиссия по борьбе с пожара­ ми, которая через органы пожарной охраны произвела обследование про­ тивопожарного состояния промышленных предприятий и других объектов. На местах, при пожарных отделах, были созданы аналогичные комиссии, получившие название пожарных троек. В Мурманске эта форма работы уже была организована осенью 1919 года. Новые нормативные документы придали новый статус решениям уже су­ ществующей комиссии. Решения ее были обязательными для всех учреж­ дений и предприятий. Центральная пожарная комиссия НКВД издала по­ ложение об обязанностях сельских пожарных инспекторов и пожарных уполномоченных на предприятиях и в учреждениях. Инспектора и уполно­ моченные имели право привлекать к административной ответственности должностных лиц, уклоняющихся от выполнения противопожарных пра­ вил, а в более серьезных случаях ставить вопрос о предании виновных суду революционного трибунала. 4 мая 1921 года СТО, в целях сбережения пожарной техники, невмеша­ тельства в распоряжения руководителей тушения пожаров, а также свое­ временной и быстрой переброски пожарной помощи, вынес специальное постановление за подписью В. И. Ленина о мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности, об организации дежурных по­ жарных поездов в семи районах республики. Такие поезда из двух вагонов были организованы на станциях в Кандалакше и в Мурманске.7 Эта мера сыграла важную роль в оперативной переброске пожарных по железной до­ роге. Кроме того, пожарные поезда вели просветительскую работу, пропа­ гандируя среди населения знания о профилактических мерах. 7 По некоторым данным в Мурманске сначала пожарный поезд состоял из одно­ го вагона. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz