Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

дороги произошла поломка дышла линейки, ни одного выезда пожарной команды не обходится без поломки обоза. 2 августа 1919 года в 5 часов 25 минут утра часовым на каланче был за­ мечен пожар на Варничном мысу. Не доезжая саженей 80 до места пожара, из-за полного отсутствия до­ роги пришлось спешить команду и вручную доставить пожарные трубы, ломовой инструмент и лестницы. К приезду пожарной команды дощатая постройка благодаря силь­ ному ветру была охвачена огнем, причем крыша уже провисла и спустя 10 минут упала вовнутрь дома. Для тушения пожара были поставлены две ручные трубы, одна питалась первое время пожарными бочками, а вторая непосредственно из залива, куда была перенесена и первая труба, как только вода из бочек была выкачана. Доставка воды бочками из единственного водоема Варничного ручья на базе была неосуществи­ ма, так как наличие дороги свободно могло вызвать полную поломку по­ жарного обоза. При окончательной разборке дома было обнаружено наличие сена и торфа между стенами, что способствовало быстрому распространению огня. Многочисленные самовольные строители и «благоустроители» город­ ских улиц и не думали о проблемах пожарных: «На улице Григоровича, у базского тупика, больше половины ширины дороги прорыта канава для укладки деревянных желобов. Оставленная часть дороги недостаточна, по­ этому при следовании пожарной команды могут произойти: задержка обо­ за и поломка его». Не зря беспокоился начальник пожарной команды, ведь происходили и почти трагические случаи, как, например 16 октября 1919 года. Из рапор­ та начальнику города: При поворачивании обоза на Варяжской улице первый трубно-бочеч- ный ход с лошадьми провалился, причем лошади ушли в землю всеми ногами. Для извлечения лошадей и затем хода вручную пришлось снять ручную трубу и отложить лошадей, после чего, выкачав воду из бочки, последнюю вытащили. Лошади оказались невредимы, у хода поломано дышло и погнуто коромысло трубы. Убедительная просьба принять ре­ шительные меры к устранению ВОЛЧЬИХ ЯМ по улицам, где проходит тру­ бопроводная магистраль. В противном случае за неприбытие пожарной команды я не отвечаю. Н. Маринович. 14 июня 1919 года в 12 часов 55 минут дня пожарная охрана выехала на пожар в район порта. Горела крыша английской офицерской столовой, загорание произошло от недостаточной разделки дымохода печи. Пожар потушен до прибытия пожарных. При движении из-за плохих дорог у по­ жарного обоза были поломки и повреждения лошадей. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz