Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

находились в ведении исполкомов в системе МВД. Техническая ВПК была расформирована. Основная ответственность за состояние техни­ ки ложилась на начальников пожарных частей и бригадиров-водителей, должности которых были введены в штаты пожарных команд. В каждой части посты ремонта пожарной техники имели тиски гаечные, молотки, кувалды, кое-какое другое необходимое оборудование, с помощью кото­ рого пожарные «левши» ухитрялись отремонтировать и привести в по­ рядок любую технику. Это были замечательные умельцы, такие как старшина ВПК-1, брига­ дир водителей Александр Макарович Кузьмин, который всю войну с 1939 по 1945 год шел по фронтам водителем знаменитой «катюши», как Савва Гаврилович Лоутар, работавший в Мурманске во время войны водителем пожарной машины. Это Николай Федорович Кожевников, опыт работы которого в пожарной охране равен 48 годам. Это были еще многие другие ветераны пожарной охраны, отдавшие свои умение и силы службе пожар­ ной охраны с 1932 по 70-е годы. На смену военным зискам и пазикам открытого типа в 1957 году в по­ жарные части поступило уже новое, послевоенное поколение пожарных ма­ шин —ЗИЛ. Открытый тип без кабин для личного состава ушел в историю. Конечно, в отдаленных районах области еще очень рады были и открытой технике, заменявшей лошадей, но к 1958 году эти автомобили в областном центре окончательно уступили место новому поколению пожарной техни­ ки с закрытым кузовом, с большей емкостью для воды и мощным насосом. Машин стало больше, рос город, организовывались в районах области объ­ ектовые пожарные команды. Жизнь и директива Совмина СССР заставила снова в 1957 году орга­ низовать в Мурманске часть по ремонту пожарной техники и снова при автобазе управления капитального строительства УВД. Сначала это был небольшой коллектив из трех слесарей, которые по графику вместе с води­ телями пожарных команд ремонтировали пожарные машины, проводили техническое обслуживание. В 1955 году пожарная охрана Мурманска была снова военизирована, а в области резко увеличился парк пожарной техники. В 1960 году ремонтная группа слесарей-ремонтников в боксе управ­ ления капитального строительства (УКС) по улице Радищева увеличи­ лась до семи человек. В 1961 году, с вводом в строй нового пожарного депо, ВПК-3 по улице Радищева, техническая часть ВПК-5 перешли в новые два бокса в мурманской промзоне. В этой пожарной части с 1967 по 1971 год работал начальником Ана­ толий Иванович Кривенко. Это был водитель 1-го класса, специалист с богатым практическим опытом работы. В эти годы в область поступа­ ли новые пожарные автомобили, мотопомпы, работа ПЧ-5 существенно активизировалась. 517

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz