Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

До начала Первой мировой войны автомобили Jeffery были в Европе и России практически неизвестны. С 1915 года начался их массовый экс­ порт в армии стран Антанты. В основном поставлялись очень удачные пол­ ноприводные грузовики Jeffery Quad (о них мы обязательно когда-нибудь расскажем подробнее), однако Россия закупила и небольшое число легко­ вых машин и коммерческих грузовиков этой марки. К 1916 году компания выпускала три базовые модели грузовых автомобилей: полноприводный Quad, 1,5-тонный тип 1016 и 3-тонный тип 2016. В Россию они попадали в основном через Архангельск, и большинство из них отправляли в Петро­ град для формирования автомобильных рот и пулеметных автомобиль­ ных (броневых) взводов. Вездеходы Jeffery Quad поступали исключительно в армию, на их шасси на Ижорском заводе делали и броневики. Обыч­ ные же грузовики. Увы, они зарекомендовали себя на фронте не с лучшей стороны. Понемногу Военное ведомство стало передавать их в тыловые подразделения, Морское ведомство и даже в гражданский сектор. Всего на 1 июля 1917 года в России находилось 488 грузовозов марки Jeffery. С наибольшей вероятностью «мурманский антик» числился во фло­ те и участвовал в строительстве города Романова-на-Мурмане (так до 1917 года назывался Мурманск). Интервенты тут ни при чем. Они при­ возили находившиеся в их подразделениях автомобили, которые уча­ ствовали в Первой мировой войне, а данная модель Jeffery не состояла ни в американской, ни в английской армии. И уж совсем фантастично зву­ чит версия, что машину «прихватили» в Норвегии. Зачем? Уж в англий- ской-то армии автомобилей хватало. Если в городском архиве Мурманска остались хоть какие-то документы тех лет, в них, вероятно, можно отыс­ кать списки автомобильного транспорта после освобождения города. На­ пример, историки из Архангельска поштучно знают машины, которые имелись в их городе в период 1918-1920 годов, в документах все они пе­ речислены по маркам. Надеюсь, что уважаемые авторы сообщат в компанию «Скания-Русь» и пресс-службу ГУ МЧС России по Мурманской области, что их версия ока­ залась неточной. Отзвуки пожарного колокола. Продолжению —быть! Уверенность в том, что дело, начатое Анатолием Александровичем Грец­ ким, будет иметь славное продолжение, вселяет то, с каким вниманием, бе- режением и здоровым научным любопытством относится к экспонатам старого музея новое его руководство. Татьяна Абрамова —историк по обра­ зованию, журналист по призванию и пропагандист пожарного дела по судь­ бе: ее мать, Дина Петровна Иванова, не один десяток лет занималась профи­ лактикой пожаров в должности инспектора Государственного пожарного надзора города Мурманска. Татьяна Васильевна обладает счастливым та­ лантом —в привычных экспонатах увидеть огромный исторический потен­ циал. Раскрывая его, она находит новые формы привлечения новых посе­ 460

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz