Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Утверждают, что серийное производство грузовиков на пневматических шинах началось только в 1921 году, и сразу же оговариваются, что лег кие грузовые и развозные машины оснащались «пневматиками» с начала ХХ века. А к какому классу причислить мурманскую «пожарку»? Подробности появления автомобиля в Мурманске и вовсе подаются «по довольно скудной сохранившейся информации» и неким «сохранившимся документам », найденным мурманскими историками. Источники не указа ны, ни один документ не процитирован... Даже «наиболее вероятную вер сию» авторы спешат преподнести как безусловную истину. При этом ста тья проиллюстрирована многочисленными изображениями автомобилей Scania-Vabis, ни один из которых не похож на объект исследования. Снимаю шляпу перед работой, проделанной коллегами, но сожалею, что она повернула в неверном направлении. Достаточно беспристрастно го взгляда на фотографию «мурманского антика», чтобы распознать «ро довые признаки» совсем другой машины. Автомобиль в Мурманске, вы даваемый за Scania-Vabis, без всякого сомнения, американская полуторка Jeffery модели 1016. Пусть сохранилось не так много фотоснимков этих ма шин, но визуальное сравнение с любым из них не оставляет никаких шан сов на другие версии. Абсолютно идентичны не только радиатор, эмблема и крылья. Американское происхождение выдают массивные деревянные колеса со съемными ободьями на барашковых гайках, а главное — левое расположение руля! На всех изделиях Scania-Vabis место водителя находи лось с другой стороны! Именно американские заводы вслед за «Фордом» в 10-е годы ХХ века начали вводить на своих самоходах левый руль. А в Ев ропе за ними последовали позднее. Пора донести до читателя истину: первый автомобиль пожарной охра ны Мурманска — американский Jeffery! Штаб-офицер по технической части при заведующем отдела авиации и воздухоплавания штаба действующей армии, капитан 2-го ранга барон Г. О. Буксгевден, во время посещения 5-й авиационной роты в легковом автомобилеJeffery Six 48 HP. XII армия, 1916 год. Знакомая форма радиатора редкой в России машины... 459
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz