Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

Утверждают, что серийное производство грузовиков на пневматических шинах началось только в 1921 году, и сразу же оговариваются, что лег­ кие грузовые и развозные машины оснащались «пневматиками» с начала ХХ века. А к какому классу причислить мурманскую «пожарку»? Подробности появления автомобиля в Мурманске и вовсе подаются «по довольно скудной сохранившейся информации» и неким «сохранившимся документам », найденным мурманскими историками. Источники не указа­ ны, ни один документ не процитирован... Даже «наиболее вероятную вер­ сию» авторы спешат преподнести как безусловную истину. При этом ста­ тья проиллюстрирована многочисленными изображениями автомобилей Scania-Vabis, ни один из которых не похож на объект исследования. Снимаю шляпу перед работой, проделанной коллегами, но сожалею, что она повернула в неверном направлении. Достаточно беспристрастно­ го взгляда на фотографию «мурманского антика», чтобы распознать «ро­ довые признаки» совсем другой машины. Автомобиль в Мурманске, вы­ даваемый за Scania-Vabis, без всякого сомнения, американская полуторка Jeffery модели 1016. Пусть сохранилось не так много фотоснимков этих ма­ шин, но визуальное сравнение с любым из них не оставляет никаких шан­ сов на другие версии. Абсолютно идентичны не только радиатор, эмблема и крылья. Американское происхождение выдают массивные деревянные колеса со съемными ободьями на барашковых гайках, а главное — левое расположение руля! На всех изделиях Scania-Vabis место водителя находи­ лось с другой стороны! Именно американские заводы вслед за «Фордом» в 10-е годы ХХ века начали вводить на своих самоходах левый руль. А в Ев­ ропе за ними последовали позднее. Пора донести до читателя истину: первый автомобиль пожарной охра­ ны Мурманска — американский Jeffery! Штаб-офицер по технической части при заведующем отдела авиации и воздухоплавания штаба действующей армии, капитан 2-го ранга барон Г. О. Буксгевден, во время посещения 5-й авиационной роты в легковом автомобилеJeffery Six 48 HP. XII армия, 1916 год. Знакомая форма радиатора редкой в России машины... 459

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz