Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Можно понять радость экспертов музея Scania, когда на кропотли во отреставрированной старинной фотографии, полученной из России, они увидели знакомый абрис радиатора. Первый пожарный автомобиль в Мурманске — марки Scania-Vabis! Это и впрямь тянуло на сенсацию. На чалось «восстановлениеродословной» автомобиля. Нашлись и «родовые признаки» — поначалу выбор пал на две модели, но затем мурманскую машину идентифицировали окончательно. Неизвестные автомобили тех лет, действительно, чаще всего начина ют опознавать по форме радиатора. Иных отчетливых признаков породы подчас просто не существовало. Однако сколько раз он пускал историков по ложному следу! Радиаторы в то время зачастую заказывали у сторон них производителей, и на разных марках машин нередко ставились одни и те же. Не говоря о том, что десятки, если не сотни фирм во всем мире выпускали автомобили с овальными радиаторами на любой вкус, порой весьма причудливыми, в форме груши или сливы. Достаточно вспомнить такие известные марки, как Delaunay-Belleville, Schneider, Le Gui, Hotchkiss, Humber, Bugatti, NAG, Loreley, Germain, Spijker... или отечественные «Рус- со-Балт» поздних серий. А эмблемы круглой формы были настолько попу лярны, что встречаются чуть ли не на половине фотографий! Увы, рассмот реть эмблему на мурманском фото невозможно. Другие аргументы авторов еще зыбче. Рассуждают о различиях в устройствах рулевого механизма, а из доводов — только угол наклона рулевой колонки, который, кстати, на машинах Scania-Vabis совсем другой. На довоенном грузовозеJeffery 3014, оснащенном сплошными «грузошинами» и цепным приводом, уже видны такие «родовые признаки» фирмы, как овальный радиатор, почти вертикальная, расположенная слеварулевая колонка и дополнительные фонари, 1914 год 458
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz