Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

Можно понять радость экспертов музея Scania, когда на кропотли­ во отреставрированной старинной фотографии, полученной из России, они увидели знакомый абрис радиатора. Первый пожарный автомобиль в Мурманске — марки Scania-Vabis! Это и впрямь тянуло на сенсацию. На­ чалось «восстановлениеродословной» автомобиля. Нашлись и «родовые признаки» — поначалу выбор пал на две модели, но затем мурманскую машину идентифицировали окончательно. Неизвестные автомобили тех лет, действительно, чаще всего начина­ ют опознавать по форме радиатора. Иных отчетливых признаков породы подчас просто не существовало. Однако сколько раз он пускал историков по ложному следу! Радиаторы в то время зачастую заказывали у сторон­ них производителей, и на разных марках машин нередко ставились одни и те же. Не говоря о том, что десятки, если не сотни фирм во всем мире выпускали автомобили с овальными радиаторами на любой вкус, порой весьма причудливыми, в форме груши или сливы. Достаточно вспомнить такие известные марки, как Delaunay-Belleville, Schneider, Le Gui, Hotchkiss, Humber, Bugatti, NAG, Loreley, Germain, Spijker... или отечественные «Рус- со-Балт» поздних серий. А эмблемы круглой формы были настолько попу­ лярны, что встречаются чуть ли не на половине фотографий! Увы, рассмот­ реть эмблему на мурманском фото невозможно. Другие аргументы авторов еще зыбче. Рассуждают о различиях в устройствах рулевого механизма, а из доводов — только угол наклона рулевой колонки, который, кстати, на машинах Scania-Vabis совсем другой. На довоенном грузовозеJeffery 3014, оснащенном сплошными «грузошинами» и цепным приводом, уже видны такие «родовые признаки» фирмы, как овальный радиатор, почти вертикальная, расположенная слеварулевая колонка и дополнительные фонари, 1914 год 458

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz