Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

прикрытия города в общежитии поднять резерв, ввести в расчет ПМГ-19 и ПМГ-36». Это автоцистерны легкого типа, всего по 950 литров воды с на­ сосом ПН-20. Но при оперативном вводе их в работу свое дело сделают. Одновременно с этим распоряжением диспетчер пожарной части пере­ дал на телефон диспетчеру комбината еще одно поручение: чтобы на стан­ ции Верхней через 10-15 минут «дежурка» (маленький вездеход дежурно­ го диспетчера по комбинату) встретила пожарные машины и сопровождала к месту происшествия. И третье: район безводный, необходимо затребовать водовозку и направить на пожар 12-кубовую цистерну-БелАЗ. Этот пункт был заложен в инструкции на случай пожара в безводных районах, все опе­ ративные дежурные службы об этом знали. На подъезде к поселку Горному диспетчер комбината Ткачев сообщил, что «дежурка» нас уже ждет, водовозка направлена на заправку. По радио­ обмену слышно, как диспетчер связывается со снегоочистительной техни­ кой, бульдозером, ротором и направляет их на трассу, по которой караул следует к месту пожара. На малой скорости пожарные машины шли за двумя мощными буль­ дозерами. Казалось, время остановилось, прошло уже полчаса с момента вызова пожарных. (Как потом выяснилось, все это время дежурная под­ станции Франовская боролась с огнем. Сначала песком и огнетушителем, а когда они кончились, то снегом, сбивала пламя внутри горевшего вагона! Ее грамотные и отважные действия спасли подстанцию.) Скоро прошли железнодорожный переезд, в 40 метрах свернули нале­ во и тут же уперлись в сплошную стену снега. Отворотка дороги была заме­ тена непроходимо! Стали ждать, когда бульдозеры пробьют в снегу дорогу, точнее сказать, тоннель. Медленно, очень медленно бульдозеры расталки­ вали снег. Нужно было принимать радикальное решение. Ждать, двигаться медленно за бульдозером означало приехать, когда при свободном горении на бешеном ветру подстанция выгорит дотла. Можно было рискнуть и пой­ ти по железнодорожному полотну, свободному от снега (уже поработал ре­ активный снегоочиститель). Раз в месяц я объезжал рудник, изучал оперативную обстановку в рай­ оне комбината, а ежедневное присутствие на оперативных селекторных совещаниях давало возможность отслеживать изменения, передисло­ кации на отдельном ярусе производственных мощностей. Но то, на что я сейчас хотел решиться, пришло в голову впервые. Я перестал колебать­ ся, и . передал по радиостанции диспетчеру комбината, что пожарные ма­ шины от переезда вышли на полотно железной дороги и движутся к месту пожара. Главное требование: остановить движение составов, чтобы избе­ жать столкновения поездов с пожарными машинами. Слышимость радио­ обмена была хорошая, но ответ задерживался. Было слышно в трубке, как докладывают главному инженеру ГМ К . А пожарные машины уже шли по шпалам!.. 425

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz