Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

А в поселке Заполярном будках, вагончиках, сарайчиках располагались порой не одна, а несколько строительных организаций. Эти вагончики об­ растали подсобками, времянками. С других сторон уже на улице, под наве­ сом, загороженным забором, ширились строительные складские площадки разных СМУ, которые через день-два тоже застраивались. Порой за неделю пустырь обживался новоселами и становился неузнаваем. Пожарно-сторожевая охрана Треста-53 существовала с 15 июня 1956 года по май 1964 года. Первое время в пожарной охране работали сто­ рожа ВОХР, они и охраняли складские и другие объекты. Начальник ПСО треста Илья Васильевич Паздников и его заместитель Александр Дмитриевич Алексеевский были первыми стражами пожар­ ной охраны в городе. Трест обучал сторожей охраны в том числе и пожар­ ному делу. На этих низкооплачиваемых должностях работали женщины и немолодые мужчины. Учили их в основном, как надо действовать на слу­ чай пожара, как пользоваться первичными средствами тушения. Занятия проводились совместно с членами ДПД. На вооружении были мотопом­ пы и первичные средства тушения: пенные и углекислотные огнетушители, ящики с песком. В пожарную охрану молодого города были направлены опытные спе­ циалисты из Никеля. Там уже был пройден период становления, и коллек­ тив переживал новые трудности в связи с развоенизацией личного состава. К началу 1957 года в штате пожарной команды треста в Заполярном работали начальниками караулов Рудольф Заикин, Павел Майоров, Вла­ димир Высочкин, а с 10 февраля 1958 года —я, Анатолий Грецкий. Води­ телями пожарных машин были Николай Марченко, Борис Матвеев, Генна­ дий Кондратьев, Вениамин Смышляев, Павел Бойко. Пожарными бойцами были Илья Бошков, Александр Лебедев, Кельсий Молоков, Леонид Петров, Виктор Байбородов, Николай Переломов, Петр Мельцов, Игнат Суворов. Основным жильем в поселке были палатки, десяток щитовых бараков и четыре двухэтажных общежития (это были первые каменные здания) по переулкам Короткому, Ясному и улице Ленина. Семейные пожарные жили в дощатых бараках по улице Ленинградской и Комсомольской. Где-то в Тагиле 6 июня 1957 года трест купил пожарный автомобиль ПМЗ-10. Пожарного депо в поселке в то время еще не было. Автомашина стояла в одном из трех не отапливаемых деревянных боксов в автоколонне № 6 Треста-53. Там же располагался дежурный караул. (Позже эта террито­ рия была занята автобусным парком.) А в помещении, где теперь автовок­ зал и кассы, располагалось управление треста, один кабинет занимали дис­ петчер и механики автоколонны. Там же стоял единственный телефонный аппарат автотранспортного предприятия. Он принимал в том числе и сооб­ щения о пожаре. В будке-конторке вместе с автомехаником гаража у теле­ фона находился постоянно и заместитель начальника пожарной команды треста Алексеевский, тоже перешедший из Никеля. 397

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz