Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

Новый город на семи ветрах Пожарная охрана поселка Никеля стала фундаментом для организа­ ции нового подразделения, задачей которого было сбережение от огня еще одной стройки, начавшейся на древней Печенгской земле. Страна ну­ ждалась в цветных металлах, а здесь, в районе озера и реки Пильгу, было обнаружено месторождение медно-никелевых руд, получившее название Ждановского. Весной 1953 года вокруг времянок геологоразведчиков появились па­ латки строителей железной дороги, которая должна была соединить Колу со станцией Ждановская, а уже в 1955 году никельский трест «Печенга- строй» начал закладку поселка для строителей Ждановского горно-обога- тительного комбината. Совет Министров СССР призвал на работу молодежь страны. И в 1956 году на большую стройку приехали комсомольцы с «большой зем­ ли». Молодых людей из Ленинградской, Псковской, Новгородской, Во­ ронежской и других областей встречали на Севере с духовым оркестром. Им предстояло построить новый город Заполярный и его главное предпри­ ятие — комбинат «Печенганикель». Пополнение разместилось в палаточ­ ном городке. Вместе со строителями здесь жили и первопроходцы-пожар­ ные. Какое хозяйство они охраняли в те годы? Вначале в поселке Горном проживало не более трех тысяч строителей, в основном прибывших первым потоком из Ленинграда. В каждый очеред­ ной построенный барак внештатный вербовщик И. В. Паздников, он же на­ чальник пожарной охраны треста, привозил новую партию завербованных строителей. В 1956 году были построены клуб с кинозалом на 150 мест, столовая, са­ нитарная часть, магазин. В финском двухквартирном домике располагалась школа. В поселке сразу же был построен кольцевой водопровод диаме­ тром 100 мм, было семь пожарных гидрантов, а у клуба — один водоем на 50 кубометров. Самым обжитым и ухоженным был в то время поселок Ждановка. Он рас­ полагался вдоль небольшой речушки, в полутора километрах от Заполяр­ ного. В дома, которые ранее занимали семьи военных, заселились с 1952 по 1959 год железнодорожные строители. Отопление было печное, воду брали из реки, здесь же женщины летом стирали белье. В поселке имелись своя баня, поликлиника, больница, хлебопекарня, клуб, а также складские помещения, коммутатор телефонной связи, детские ясли. Излюбленным местом прогулок для всех была развилка дорог от 41-го до 38-го километра: Никель —Печенга. Жители будущего города, как по главному проспекту, гуляли по этой единственной благоустроенной дороге, «вымощенной» щеб­ нем и каменной пылью. 396

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz