Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Новый город на семи ветрах Пожарная охрана поселка Никеля стала фундаментом для организа ции нового подразделения, задачей которого было сбережение от огня еще одной стройки, начавшейся на древней Печенгской земле. Страна ну ждалась в цветных металлах, а здесь, в районе озера и реки Пильгу, было обнаружено месторождение медно-никелевых руд, получившее название Ждановского. Весной 1953 года вокруг времянок геологоразведчиков появились па латки строителей железной дороги, которая должна была соединить Колу со станцией Ждановская, а уже в 1955 году никельский трест «Печенга- строй» начал закладку поселка для строителей Ждановского горно-обога- тительного комбината. Совет Министров СССР призвал на работу молодежь страны. И в 1956 году на большую стройку приехали комсомольцы с «большой зем ли». Молодых людей из Ленинградской, Псковской, Новгородской, Во ронежской и других областей встречали на Севере с духовым оркестром. Им предстояло построить новый город Заполярный и его главное предпри ятие — комбинат «Печенганикель». Пополнение разместилось в палаточ ном городке. Вместе со строителями здесь жили и первопроходцы-пожар ные. Какое хозяйство они охраняли в те годы? Вначале в поселке Горном проживало не более трех тысяч строителей, в основном прибывших первым потоком из Ленинграда. В каждый очеред ной построенный барак внештатный вербовщик И. В. Паздников, он же на чальник пожарной охраны треста, привозил новую партию завербованных строителей. В 1956 году были построены клуб с кинозалом на 150 мест, столовая, са нитарная часть, магазин. В финском двухквартирном домике располагалась школа. В поселке сразу же был построен кольцевой водопровод диаме тром 100 мм, было семь пожарных гидрантов, а у клуба — один водоем на 50 кубометров. Самым обжитым и ухоженным был в то время поселок Ждановка. Он рас полагался вдоль небольшой речушки, в полутора километрах от Заполяр ного. В дома, которые ранее занимали семьи военных, заселились с 1952 по 1959 год железнодорожные строители. Отопление было печное, воду брали из реки, здесь же женщины летом стирали белье. В поселке имелись своя баня, поликлиника, больница, хлебопекарня, клуб, а также складские помещения, коммутатор телефонной связи, детские ясли. Излюбленным местом прогулок для всех была развилка дорог от 41-го до 38-го километра: Никель —Печенга. Жители будущего города, как по главному проспекту, гуляли по этой единственной благоустроенной дороге, «вымощенной» щеб нем и каменной пылью. 396
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz