Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Первым председателем поселкового совета в поселке Печенга был Кельсий Аполлонович Молоков, приехавший в конце 1944 года из Воло годской области (позднее он перешел работать в пожарную охрану города Заполярного). В 1951 году управляющий трестом № 53 В. Чернов организовал на сво их объектах поселка Никеля сторожевую пожарную охрану. Для нее был приобретен пожарный автомобиль ПМЗ-10. Вместе с военизированной стрелковой охраной комбината пожарные сохранили предприятие и поселок от огня. Никельчане помнят тех, кто сто ял у истоков пожарной безопасности в районе: начальника ОВПК-5 МВД по охране комбината «Печенганикель» Павла Дмитриевича Чекалина (1945-1950 годы), начальника части старшего лейтенанта Румянцева, за местителя начальника Василия Алексеевича Тарабинова (1950-1974 года), районного пожарного инспектора Печенгского района РО МВД МО млад шего техника-лейтенанта П. Д. Литвинова и многих других. Вспоминает Рудольф Николаевич Заикин В 1953 году, после окончания службы в артполку в поселке Луоста ри, я демобилизовался и решил поступить в никельскую пожарную охра ну. Сделал я этот выбор потому, что часто бывал в Никеле, видел, как вос станавливались комбинат и поселок, знал многих людей. Дело в том, что я большую часть службы в армии был топографом. Весь Печенгский рай он облазил пешком. К моменту моего прибытия пожарные только что переселились из де ревянной «бочки», стоявшей на месте лагеря военнопленных, в новое депо, которое существует и в настоящее время. В то время в части имелись три взвода пожарных по 25 человек. Меня оформили во взвод молодого лейтенанта Василия Тарабинова. В двух дру гих взводах начальниками были лейтенанты Мазуров и Головкин. Началь ник части — боевой ленинградец-блокадник, старший лейтенант Румян цев. Надо сказать, что учиться пожарному делу было у кого. Все офицеры и командиры отделений — обстрелянные на пожарах, опытные специали сты. К тому же многие с большим рабочим стажем: служили в пожарной охране во время войны и после ее окончания. Ате, что прибыли по специ альному призыву из Калининской области и Ленинграда, окончили пожар ные школы и имели уже достаточный практический опыт работы. В то время из техники у нас трудилась ПМГ-2, получили ее после войны из Мурманска. Это была наша единственная машина, на которой выезжа ли тушить пожары. А основной силой пожарных по-прежнему были кон- но-бочечные ходы и ручные насосы. Автомобиль был открытого типа и постоянно «испытывал» нас на му жество. Ехать на нем, особенно зимой, с пожара мокрым — можно прирав нять к подвигу. Людей в карауле было много — двенадцать — четырнад цать человек, а автотехники — только одна единица. Бывало, облепим мы 386
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz