Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

Февральская трагедия Точных сведений о численности населения нового города того времени нет, так как железнодорожный узел, порт, служба связи, военная база и по­ печительство над городом подчинялись разным ведомствам и единого уче­ та не велось. Но к началу 1917 года в Романове-на-Мурмане проживало столь­ ко же, сколько и во всем Кольском крае до начала Первой мировой: около 13000 человек. Жилья не хватало. Портовых рабочих приходилось селить не только в бараках, но и на судах. На пароходе «Нигерия», принадлежавшем англий­ скому обществу «Р. Мартенс и К°», как и на многих других, в помещени­ ях под палубой проживали грузчики —98 наемных рабочих, завербованных преимущественно в Тульской и Калужской губерниях, а также набранных из беженцев из Гродненской губернии Белоруссии и других российских подданных. Им обещали хорошие заработки на разгрузке судов, освобождение от призыва в армию. 46 человек уже имели опыт разгрузки, остальные были новичками. Вечером 23 февраля 1917 года густой туман окутал залив, в акватории которого стояло более трех десятков судов. В 23:30 старший механик паро­ хода «Нигерия» В. С. Вильямс совершил обход судна. Ничто не вызывало опасений. Вскоре, отработав смену, пришла артель грузчиков, села пить чай. Боль­ шинство людей уже спали. Судовая команда —14 англичан —занимала дру­ гую часть судна, отдаленную от жилого помещения русских. На исходе суток сменилась пара дневальных по судну, заступила на дежурство новая пара... В полночь спереди, по левому борту парохода, в твиндеке (межпалуб- ном пространстве), внезапно вспыхнул «сразу большой огонь», как указы­ валось в документах. Он отрезал выход на верхнюю палубу. Один из грузчи­ ков, 36-летний крестьянин Василий Шишов, бросился в пламя и, несмотря на сильные ожоги, прорвался наружу. Но огонь бушевал столь яростно, что никто не последовал его примеру. Существовал другой путь спасения: через трюм, наполненный углем, имелся тоннель в кочегарку, а из нее —наружу. Первым этим путем прошмыгнул и спасся мальчик. Затем крестьянин Ни­ кита Лунков увлек за собой многих грузчиков. Всего через угольный трюм вышло около тридцати человек. Капитан парохода И. Ц. Шутер по радио обратился за помощью к судам, стоявшим на рейде. На тушение пожара вышли ледокол № 8 и тральщик №22 . Когда густой дым стал проникать через угольный трюм в кочегарку, в 0:35 механик Вильямс, осмотрев угольную яму и никого не найдя в ней, 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz