Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Февральская трагедия Точных сведений о численности населения нового города того времени нет, так как железнодорожный узел, порт, служба связи, военная база и по печительство над городом подчинялись разным ведомствам и единого уче та не велось. Но к началу 1917 года в Романове-на-Мурмане проживало столь ко же, сколько и во всем Кольском крае до начала Первой мировой: около 13000 человек. Жилья не хватало. Портовых рабочих приходилось селить не только в бараках, но и на судах. На пароходе «Нигерия», принадлежавшем англий скому обществу «Р. Мартенс и К°», как и на многих других, в помещени ях под палубой проживали грузчики —98 наемных рабочих, завербованных преимущественно в Тульской и Калужской губерниях, а также набранных из беженцев из Гродненской губернии Белоруссии и других российских подданных. Им обещали хорошие заработки на разгрузке судов, освобождение от призыва в армию. 46 человек уже имели опыт разгрузки, остальные были новичками. Вечером 23 февраля 1917 года густой туман окутал залив, в акватории которого стояло более трех десятков судов. В 23:30 старший механик паро хода «Нигерия» В. С. Вильямс совершил обход судна. Ничто не вызывало опасений. Вскоре, отработав смену, пришла артель грузчиков, села пить чай. Боль шинство людей уже спали. Судовая команда —14 англичан —занимала дру гую часть судна, отдаленную от жилого помещения русских. На исходе суток сменилась пара дневальных по судну, заступила на дежурство новая пара... В полночь спереди, по левому борту парохода, в твиндеке (межпалуб- ном пространстве), внезапно вспыхнул «сразу большой огонь», как указы валось в документах. Он отрезал выход на верхнюю палубу. Один из грузчи ков, 36-летний крестьянин Василий Шишов, бросился в пламя и, несмотря на сильные ожоги, прорвался наружу. Но огонь бушевал столь яростно, что никто не последовал его примеру. Существовал другой путь спасения: через трюм, наполненный углем, имелся тоннель в кочегарку, а из нее —наружу. Первым этим путем прошмыгнул и спасся мальчик. Затем крестьянин Ни кита Лунков увлек за собой многих грузчиков. Всего через угольный трюм вышло около тридцати человек. Капитан парохода И. Ц. Шутер по радио обратился за помощью к судам, стоявшим на рейде. На тушение пожара вышли ледокол № 8 и тральщик №22 . Когда густой дым стал проникать через угольный трюм в кочегарку, в 0:35 механик Вильямс, осмотрев угольную яму и никого не найдя в ней, 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz