Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

двухэтажный домик-сторожка в переулке. Возле домика стоял столб с гордой надписью «Переулок Пожарный». Ветераны, передавая расска­ зы первых мурманских пожарных, вспоминали, что дорог первое время в поселке не было, летом и зимой ездили на собачьих упряжках. Пита­ лись рыбой и дичью. На первом этаже располагались ездовые собаки, на втором, в карауль­ ном помещении, —шесть сторожей-пожарных из числа списанных с кораб­ лей матросов во главе с начальником. Позже для наблюдения за местностью во всех стенах второго этажа были установлены окна. Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький поселок порто­ вых строителей, в котором жили несколько сотен человек. Строители же­ лезной дороги возвели в это же время свой поселок — северо-восточнее и выше порта. Ближе к Варничному ручью, в районе размещения экипажей и баз снабжения Флотилии Северного Ледовитого океана, возник третий поселок —База, в задачу которого входила охрана порта от немецких под­ водных лодок. Таким образом, еще до официального провозглашения города в нем было три жилых района: Портостройка, Железнодорожный поселок и Базостройка. В июле 1916 года было утверждено попечительство над будущим горо­ дом. Особое совещание по попечительству решало множество вопросов. В числе неотложных задач были и заботы по организации защиты от огня деревянного города, который «строили, где придется и кому как вздума­ ется». Причинами беспорядочной застройки были война, позже — рево­ люция, интервенция, отсутствие финансирования, карусель в смене руко­ водства. А первый внушительный план строительства города —17 прямых, широких проспектов и улиц —остался неосуществленным. К середине 1916 года поселок значительно расширился, были постро­ ены подъездные пути к причалам, мосты, причалы портов. Спешно возво­ дились объекты военной базы, бараки, казармы. Строилось новое деревян­ ное депо на три хода с наблюдательной 6-метровой вышкой и подсобными помещениями для пожарной охраны. В штате пожарной части было 28 че­ ловек, а начальник команды стал «начальником противопожарной службы Кольского района»2. На пожары выезжала линейка из трех конно-бочечных ходов: одно­ го ручного насоса, бочки с водой и одной паровой трубы (насоса), которая приводилась в рабочее состояние паровым котлом. 2 Название должности связано с тем, что Мурманская железная дорога, а также территория, на которой были расположены населенные пункты Апександровск, Кола, поселок Дровяное, собственно Романов-на-Мурмане и Мурманский берег от норвежской границы до Восточной Лицы, носили название «Кольский укреп­ ленный район». Поэтому для начальника пожарной охраны был изготовлен угло­ вой штамп «Начальник противопожарной службы Кольского района». 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz