Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
двухэтажный домик-сторожка в переулке. Возле домика стоял столб с гордой надписью «Переулок Пожарный». Ветераны, передавая расска зы первых мурманских пожарных, вспоминали, что дорог первое время в поселке не было, летом и зимой ездили на собачьих упряжках. Пита лись рыбой и дичью. На первом этаже располагались ездовые собаки, на втором, в карауль ном помещении, —шесть сторожей-пожарных из числа списанных с кораб лей матросов во главе с начальником. Позже для наблюдения за местностью во всех стенах второго этажа были установлены окна. Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький поселок порто вых строителей, в котором жили несколько сотен человек. Строители же лезной дороги возвели в это же время свой поселок — северо-восточнее и выше порта. Ближе к Варничному ручью, в районе размещения экипажей и баз снабжения Флотилии Северного Ледовитого океана, возник третий поселок —База, в задачу которого входила охрана порта от немецких под водных лодок. Таким образом, еще до официального провозглашения города в нем было три жилых района: Портостройка, Железнодорожный поселок и Базостройка. В июле 1916 года было утверждено попечительство над будущим горо дом. Особое совещание по попечительству решало множество вопросов. В числе неотложных задач были и заботы по организации защиты от огня деревянного города, который «строили, где придется и кому как вздума ется». Причинами беспорядочной застройки были война, позже — рево люция, интервенция, отсутствие финансирования, карусель в смене руко водства. А первый внушительный план строительства города —17 прямых, широких проспектов и улиц —остался неосуществленным. К середине 1916 года поселок значительно расширился, были постро ены подъездные пути к причалам, мосты, причалы портов. Спешно возво дились объекты военной базы, бараки, казармы. Строилось новое деревян ное депо на три хода с наблюдательной 6-метровой вышкой и подсобными помещениями для пожарной охраны. В штате пожарной части было 28 че ловек, а начальник команды стал «начальником противопожарной службы Кольского района»2. На пожары выезжала линейка из трех конно-бочечных ходов: одно го ручного насоса, бочки с водой и одной паровой трубы (насоса), которая приводилась в рабочее состояние паровым котлом. 2 Название должности связано с тем, что Мурманская железная дорога, а также территория, на которой были расположены населенные пункты Апександровск, Кола, поселок Дровяное, собственно Романов-на-Мурмане и Мурманский берег от норвежской границы до Восточной Лицы, носили название «Кольский укреп ленный район». Поэтому для начальника пожарной охраны был изготовлен угло вой штамп «Начальник противопожарной службы Кольского района». 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz