Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Вспоминает Александр Ростиславович Захаров Служить в военизированной пожарной охране я начал в 1981 году, после демобилизации из Военно-морского флота. Начальником отдела кадров ОПО УВД тогда был Владимир Григорьевич Гуляев. (Он еще в 60-е годы принял эстафету службы у поколения военных лет, в 70-е работал в 1-й части старшим мастером ГДЗС.) После прохождения медкомиссии я был направлен в караул № 2, его начальником был тогда лейтенант Сергей Николаевич Алфертьев. Здесь же служили командирами отделений Лев Александрович Рогов, Иван Нико лаевич Кульшин, Виталий Коряченко. Водителями пожарных машин рабо тали Артур Штогрин, известный в городе спортсмен, каратист, Александр и Валерий Андреевы. Большинство из этих людей были уже опытными специалистами своего дела. Мне было чему у них учиться. Начальником части в 80-е годы был майор Евгений Воробьев — толко вый командир, замечательный, душевный человек. Практически всегда он лично выходил с нами в разведку. Работал и в противогазе, и на боевом участке со стволом — там, где было сложнее всего. Позже Евгения Воробьева сменил на посту начальника 1-й пожарной части капитан Анатолий Васильевич Залесов. Семь лет рядовым бойцом я тушил пожары. 14 сентября 1987 года вы звали нас: горело судно «Певек» — большой рыболовецкий корабль. Он тогда стоял в доке на ремонте. Знали, что активное горение происходило в районе рубки. Черный, плотный, густой дым диктовал свои условия — никто не знал, что горело. Установить это должна была разведка, которая велась в нескольких направлениях тремя звеньями. Руководителем туше ния был Александр Петрович Прохорец. Моему звену было отдано рас поряжение вести разведку ниже палубы, держать постоянную радиосвязь и докладывать обстановку. Я шел во главе звена, за мной — Александр Гринько и Александр Бро- ников. Мы не видели, но слышали и чувствовали друг друга. Спустились ниже палубы. Сплошная дымовая завеса. На пути попадалось множество проходов, выходов, люков, похожих один на другой. Обходя крышку од ного из таких колодцев, я... провалился в трюм. Как оказалось, на моем пути попался этот единственный не закрытый крышкой трюмный коло дец. Крышка лежала рядом с ним, но предупреждающих знаков и ограж дений просто не было. Падал я почему-то головой вниз, хотя провалил ся ногами. Удивительным было то, что полет длился доли секунды, а мне тогда казалось, что лечу очень долго. За это время в сознании, как гово рят, пролетела вся жизнь. Пока летел эти десять метров, успел перебрать в памяти многое. Была мысль и о том, что нужно перегруппироваться как- то, чтобы принять удар или приземлиться на ноги, но не успел. Только по думал: «Как же глубоко я падаю!» И сильный удар о дно трюма! Очнулся на каком-то поддоне для выгрузки рыбы. Почувствовал, как нарастает об щая боль в руке и боку... Предположил, что сломал руку и ребра... Крик нул ребятам наверх, что жив. Первым ко мне спустился начальник части Анатолий Залесов, потом Александр Гринько. Хотели на веревке меня под 356
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz