Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

Мурманска от огня полковник Хачатрян отдал почти 40 лет. Многие годы ветеран пожарной охраны возглавлял СВПЧ-3 города Мурманска. Колле­ ги всегда говорили о нем как об исключительно добросовестном, дисципли­ нированном, опытном и справедливом командире. Пожарная часть под его руководством всегда находилась в образцовом состоянии, а личный состав был готов выполнить любое боевое задание. Полковник Хачатрян рассказывал о пожаре на военном корабле: Там, в трюме, были глубинные бомбы. Внутрь не зайти, температура жут­ кая. Корабль дал крен, взрыв был, борт пробит, пену льем, а эффекта нет: она наружу выходит. КИПы не выдерживали, загазованность страшная... Мы этот корабль затопили, слишком большая опасность была для порта. А после этого пожара меня как раз в академию отправили на учебу. Нам там лекцию читали по тактике тушения пожара на кораблях, так выхо­ дило, будто это как масло на хлеб намазывать. Я: «Товарищ полковник!..» А он мне: «Молчи, у вас в Армении моря нет!..» Ну я ему и рассказал, от­ куда я: «А помните, вы приехали к нам в Мурманск, и мы судно затопи­ ли? Легко говорить, а когда под ногами десятки тонн горючего и твой го­ род рядом?!» Еще один пожар, на котором минуты казались часами, случился на сто­ явшем на ремонте атомоходе «Россия». Этот случай произошел уже во вто­ рой половине 80-х годов прошлого столетия. Повествуя о нем, мы выходим за пределы очерченного нашей книге временного периода, и все же... Очень уж громкое имя у этого пожара, да и прославился он тогда на всю страну. Рассказывает Анатолий Петрович Гедерим, в те годы начальник отдела пожарной охраны УВДМурманской области В январе 1980 года я был переведен из Кандалакши в службу пожаро­ тушения областного аппарата. Объемы работы были несравнимы с преж­ ними. Особенно бросилось в глаза тушение пожаров на судах: к Мурман­ скому порту в 80-е годы было приписано более 3870 судов. Довольно часто выезжали на береговые объекты воинских частей и флотов, которые базировались у причалов. Если анализировать эту рабо­ ту в портах, то, несомненно, большую помощь оказал начальник морской пожарной инспекции Северного бассейна Пудов Александр Алексеевич. Это очень толковый и грамотный руководитель, в совершенстве знающий свое дело, в прошлом работник нашей пожарной охраны. Усилиями ГПН и морской инспекции сделано многое, чтобы сократить пожары на судах при стоянке в порту, хотя все-таки они были, а иногда и крупные. Но, пожалуй, самый сложный пожар был на атомном ледоколе «Рос­ сия». История такая. По делам службы я находился в 5-й части. Вызва­ ли меня по радиостанции. Не теряя времени, выехал на место пожара. Силы и средства там уже разворачивались. Мой заместитель, Александр 352

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz