Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
было обладать настойчивостью, если не сказать, нахрапистостью, чтобы за ставить постоянно сменяющееся и заваленное самыми насущными пробле мами руководство заняться вопросами пожарной безопасности. До осени 1916 года конечный пункт железной дороги называли то Се меновской бухтой, то Семеновским поселком, то Мурманом. Первые жи лые дома появились на берегу около Семеновых островов летом 1915 года. До этого большинство строителей, проектировщиков и изыскателей «квар тировали» на заходивших в Кольский залив кораблях. А теперь здесь было построено шесть бараков, предназначенных для строителей северного участка Мурманской дороги. Продолжалось поступление завербованных рабочих, «призванных на военную службу ратниками и солдатами, знаю щими плотницкое дело», велось строительство причалов, бараков. Зимой 1915-1916 годов появилась пристань, жилой дом для администрации пор та, столовая, баня, временная кузница и две кладовые. Сохранились воспоминания старожила Заполярья Владимира Емелья новича Ляпкина, опубликованные 17 августа 1991 года в газете «Рыбный Мурман»: В 1915 году, когда я прибыл на Север, города Мурманска еще не было. Вдоль Кольского залива спешно сооружались причалы порта, проклады вались железнодорожные пути, росли бараки, деревянные дома и скла ды. Бараков не хватало, и многие рабочие жили в товарных вагонах. Груп пы таких вагонов называли «Красными деревнями» (по цвету вагонов). Многие строители жили в землянках и лачугах, сколоченных из разно го хлама. Один такой поселок тянулся от нынешней конечной остановки троллейбуса № 6 на ул. Карла Либкнехта до Зеленого Мыса и назывался Деревянная станция. 1917 год 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz