Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

было обладать настойчивостью, если не сказать, нахрапистостью, чтобы за­ ставить постоянно сменяющееся и заваленное самыми насущными пробле­ мами руководство заняться вопросами пожарной безопасности. До осени 1916 года конечный пункт железной дороги называли то Се­ меновской бухтой, то Семеновским поселком, то Мурманом. Первые жи­ лые дома появились на берегу около Семеновых островов летом 1915 года. До этого большинство строителей, проектировщиков и изыскателей «квар­ тировали» на заходивших в Кольский залив кораблях. А теперь здесь было построено шесть бараков, предназначенных для строителей северного участка Мурманской дороги. Продолжалось поступление завербованных рабочих, «призванных на военную службу ратниками и солдатами, знаю­ щими плотницкое дело», велось строительство причалов, бараков. Зимой 1915-1916 годов появилась пристань, жилой дом для администрации пор­ та, столовая, баня, временная кузница и две кладовые. Сохранились воспоминания старожила Заполярья Владимира Емелья­ новича Ляпкина, опубликованные 17 августа 1991 года в газете «Рыбный Мурман»: В 1915 году, когда я прибыл на Север, города Мурманска еще не было. Вдоль Кольского залива спешно сооружались причалы порта, проклады­ вались железнодорожные пути, росли бараки, деревянные дома и скла­ ды. Бараков не хватало, и многие рабочие жили в товарных вагонах. Груп­ пы таких вагонов называли «Красными деревнями» (по цвету вагонов). Многие строители жили в землянках и лачугах, сколоченных из разно­ го хлама. Один такой поселок тянулся от нынешней конечной остановки троллейбуса № 6 на ул. Карла Либкнехта до Зеленого Мыса и назывался Деревянная станция. 1917 год 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz