Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

В 1943 году мне присвоили звание техника-лейтенанта и направили на службу в областной отдел инспектором пожарной охраны. Когда вой­ на кончилась, меня снова направили в Кандалакшу старшим инспектором пожарной охраны района. В моем подчинении был инспектор Виногра­ дов. Размещались мы в здании милиции. Старшим инспектором пожарной охраны в Кандалакше я проработал до 1956 года. Затем было сокращение должностей инспекторов пожарной охраны, и я перешел в городскую пожарную команду на должность коман­ дира отделения. С 1 июля 1953 года пожарная охрана механического завода стала го­ родской профессиональной пожарной охраной. Она по-прежнему вела профилактику и тушение пожаров завода и несла охрану города. Штат ко­ манды по-прежнему составлял всего 25 человек. На вооружении нахо­ дились автоцистерна открытого типа ПМЗ-1 и два конно-бочечных хода с ручными насосами «Красный факел». Коллектив возглавил энергичный человек — Николай Никифоро­ вич Алехин. Он воевал на Волховском фронте, а в 1946 году возвратился в железнодорожную пожарную охрану Кандалакши. Молодой, трудолю­ бивый и энергичный, требовательный руководитель быстро стал извест­ ным в городе. Но в 1950 году на железной дороге случилась крупная авария, после нее, как говорят, нужны были «стрелочники». Николая Ни­ кифоровича уволили, он перешел работать на Кандалакшский механиче­ ский завод слесарем. Но жизнь расставила все на места. В 1953 году по рекомендации руко­ водства железной дороги бывшему пожарному Николаю Алехину предло­ жили сформировать городскую пожарную охрану. За эту работу он взял­ ся с присущей ему энергией и упорством. Служба быстро встала на ноги. Временное пожарное депо на три хода, «без удобств», построенное в 1934-1936 годах, приобрело добротный вид. Шло время, город залечи­ вал раны войны. В середине 50-х годов, на смену машинам открытого типа пришли ЗИС с закрытым кузовом: ПМЗ-17; ПМЗ-27; ПМЗ-42; ПМЗ-53А; ПМГ-19, АЦ-30. Это была уже современная техника нового поколения высокой прохо­ димости. И никакого сравнения с прошлыми славными «газонами» тридца­ тых годов. А это значит, в условиях Севера повысилась и боеспособность части, которую личный состав доказал во время пожара на лесобирже. Ветеран пожарной охраны Умбы В. И. Иванов рассказывал о другом по­ жаре, не таком серьезном, но обидном для личного состава части, которая много лет подряд становилась победителем на соревнованиях по боевому развертыванию. Начальник Н. Ф. Заборский и заместитель И. А. Кузнецов много времени уделяли тренировкам: рассчитывать пожарным в их отда­ ленном районе не на кого, сотни километров до ближайшей помощи. Но пожарный случай потому и «случай», что всякое бывает. Оказывает­ ся, их пожарное депо однажды горело. Но пожарные не растерялись, спра­ вились, потушили сами себя. 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz