Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
..Пришел по рельсам новый век! Начало Первой мировой войны показало, что железная дорога к неза мерзающему Баренцеву морю совершенно необходима для обеспечения фронта боеприпасами, обмундированием, медикаментами, продуктами, приборами, инструментами из США, Англии, Франции и других стран. В мае 1915 года на Кольский полуостров прибыли первые партии строи телей. По графику строительства, укладку пути от Кандалакши до Мурма- на надо было закончить к 31 декабря 1915 года. Строительство железной дороги оживило Заполярье. Местность, где предстояло проложить рельсовый путь, была пустынной. Лес для строи тельства бараков, причалов, пекарен, казарм, мостов брали на месте. Рабочие на строительстве дороги делились на разные категории: земле копы, плотники, вспомогательные работники. Все они проживали в стес ненных условиях во временных постройках — палатках, землянках, бара ках. Обязанности по соблюдению пожарных правил возлагались на старост и десятников. Особенно опасными становились работы в летнее время, когда при ма лейшей небрежности, допущенной в отношении пожарной безопасности, огонь опустошал окрестности. Среди строителей были не только завербо ванные приезжие рабочие. Трудились на строительстве и местные жите ли. Они-то, оберегая свои земли, особенно следили за мерами предосто рожности. Сил у специально созданных для этих целей дружин не хватало, и на ликвидацию пожаров порой привлекались все рабочие стройки. Лето 1915 года выдалось сухим и жарким, и вблизи железной дороги все чаще происходили лесные пожары, достигавшие огромных размеров. Выгорела значительная часть пути; огонь уничтожал шпалы, дрова, бараки и другое имущество дороги. Согласно донесениям лесничих, пожары начи нались «вскоре по проходе поезда от искр, вследствие отсутствия на паро возных трубах предохранительных сеток». По мере организации и роста предприятий на них создавались стороже вые посты, дружины, затем они становились сторожевыми пожарными ко мандами. Так, с 1915 года берет свое начало и железнодорожная пожарная охрана на Мурмане, созданная в то трудное время для оперативного реаги рования на огненную опасность. Делалось все, чтобы ускорить работу: рельсы укладывались прямо на грунт, мосты строили деревянные, вместо опор зачастую использовались решетки из шпал. В обстановке постоянной спешки не принимались над лежащие меры по обеспечению безопасности труда: много ранений было на взрывных работах. Если строительство дороги велось «по упрощенному типу», то жилые помещения для рабочих в этих условиях были тем более «упрощенными», 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz