Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

..Пришел по рельсам новый век! Начало Первой мировой войны показало, что железная дорога к неза­ мерзающему Баренцеву морю совершенно необходима для обеспечения фронта боеприпасами, обмундированием, медикаментами, продуктами, приборами, инструментами из США, Англии, Франции и других стран. В мае 1915 года на Кольский полуостров прибыли первые партии строи­ телей. По графику строительства, укладку пути от Кандалакши до Мурма- на надо было закончить к 31 декабря 1915 года. Строительство железной дороги оживило Заполярье. Местность, где предстояло проложить рельсовый путь, была пустынной. Лес для строи­ тельства бараков, причалов, пекарен, казарм, мостов брали на месте. Рабочие на строительстве дороги делились на разные категории: земле­ копы, плотники, вспомогательные работники. Все они проживали в стес­ ненных условиях во временных постройках — палатках, землянках, бара­ ках. Обязанности по соблюдению пожарных правил возлагались на старост и десятников. Особенно опасными становились работы в летнее время, когда при ма­ лейшей небрежности, допущенной в отношении пожарной безопасности, огонь опустошал окрестности. Среди строителей были не только завербо­ ванные приезжие рабочие. Трудились на строительстве и местные жите­ ли. Они-то, оберегая свои земли, особенно следили за мерами предосто­ рожности. Сил у специально созданных для этих целей дружин не хватало, и на ликвидацию пожаров порой привлекались все рабочие стройки. Лето 1915 года выдалось сухим и жарким, и вблизи железной дороги все чаще происходили лесные пожары, достигавшие огромных размеров. Выгорела значительная часть пути; огонь уничтожал шпалы, дрова, бараки и другое имущество дороги. Согласно донесениям лесничих, пожары начи­ нались «вскоре по проходе поезда от искр, вследствие отсутствия на паро­ возных трубах предохранительных сеток». По мере организации и роста предприятий на них создавались стороже­ вые посты, дружины, затем они становились сторожевыми пожарными ко­ мандами. Так, с 1915 года берет свое начало и железнодорожная пожарная охрана на Мурмане, созданная в то трудное время для оперативного реаги­ рования на огненную опасность. Делалось все, чтобы ускорить работу: рельсы укладывались прямо на грунт, мосты строили деревянные, вместо опор зачастую использовались решетки из шпал. В обстановке постоянной спешки не принимались над­ лежащие меры по обеспечению безопасности труда: много ранений было на взрывных работах. Если строительство дороги велось «по упрощенному типу», то жилые помещения для рабочих в этих условиях были тем более «упрощенными», 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz