Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Новое время в освоении Мурмана В 1868 году политическая обстановка вынудила Россию предпринять шаги для укрепления своих позиций на Крайнем Севере. Началось хозяй ственное освоение (колонизация) северо-западного побережья Кольского полуострова, полуостровов Рыбачьего и Среднего. Бурно развивающийся соседний норвежский Финнмарк, возрастающая активность иностранных рыбопромышленников на Кольском побережье — все это грозило ослаблением российской государственности на Мурма- не. Колонизация стала насущно необходимой, возникли новые поселения: Ура-Губа, Вайда-Губа, Земляная, Червяное и другие. Постоянные и настойчивые попытки русских промышленников нала дить устойчивое использование северных богатств наталкивались на мно жество преград, в числе которых были и суровые природные условия, и при чины административного характера. Вспыхивающие время от времени идеи строительства то незамерзающе го порта, то военной базы, то железной дороги «до самого Баренцева моря» угасали безрезультатно. Долгое время Мурман казался русскому прави тельству краем, в общем, малоинтересным, единственная роль которого — естественной труднопроходимой полосой защищать территорию государ ства с севера. В 1889 году на Мурманском берегу имелось 435 домохозяйств. С сере дины 1890-х годов заселялся преимущественно Восточный Мурман и бере га Кольского залива. Возникли колонии Тюва, Средняя, Белокаменная, Ва енга, Росляково и другие. И вот 8 апреля 1896 года Николай II распорядился выделить средства на строительство города в Екатерининской гавани в Кольском заливе. Но вому городу на краю земли в память о своем отце он дал название Алексан- дровск (ныне город Полярный). В его честь Кольский уезд был переимено ван в Александровский —Архангельской губернии. В 1899 году, 24 июня, состоялось открытие первого незамерзающего порта на Мурмане. И в этом городе, где насчитывалось 40 деревянных домов, встречается первое упоминание о пожарной части. В книге И. Ф. Ушакова «Кольская земля» мы читаем: «От пристани в город к каменному бассейну с прес ной водой, к пожарной и складам пролегли узкоколейные рельсовые пути общей протяженностью в 2,4 километра и шоссе длиною немногим более одного километра». На складах, охраняемых этой пожарной командой, хранились «сапоги, баранки, ананасовые консервы, сигары, сахар, семга и прочее». Все эти материальные ценности были призваны защищать про фессиональные пожарные, их финансирование было сопоставимо со сред ствами, выделяемыми на содержание полицейских чинов и тюремного ведомства. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz