Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

Новое время в освоении Мурмана В 1868 году политическая обстановка вынудила Россию предпринять шаги для укрепления своих позиций на Крайнем Севере. Началось хозяй­ ственное освоение (колонизация) северо-западного побережья Кольского полуострова, полуостровов Рыбачьего и Среднего. Бурно развивающийся соседний норвежский Финнмарк, возрастающая активность иностранных рыбопромышленников на Кольском побережье — все это грозило ослаблением российской государственности на Мурма- не. Колонизация стала насущно необходимой, возникли новые поселения: Ура-Губа, Вайда-Губа, Земляная, Червяное и другие. Постоянные и настойчивые попытки русских промышленников нала­ дить устойчивое использование северных богатств наталкивались на мно­ жество преград, в числе которых были и суровые природные условия, и при­ чины административного характера. Вспыхивающие время от времени идеи строительства то незамерзающе­ го порта, то военной базы, то железной дороги «до самого Баренцева моря» угасали безрезультатно. Долгое время Мурман казался русскому прави­ тельству краем, в общем, малоинтересным, единственная роль которого — естественной труднопроходимой полосой защищать территорию государ­ ства с севера. В 1889 году на Мурманском берегу имелось 435 домохозяйств. С сере­ дины 1890-х годов заселялся преимущественно Восточный Мурман и бере­ га Кольского залива. Возникли колонии Тюва, Средняя, Белокаменная, Ва­ енга, Росляково и другие. И вот 8 апреля 1896 года Николай II распорядился выделить средства на строительство города в Екатерининской гавани в Кольском заливе. Но­ вому городу на краю земли в память о своем отце он дал название Алексан- дровск (ныне город Полярный). В его честь Кольский уезд был переимено­ ван в Александровский —Архангельской губернии. В 1899 году, 24 июня, состоялось открытие первого незамерзающего порта на Мурмане. И в этом городе, где насчитывалось 40 деревянных домов, встречается первое упоминание о пожарной части. В книге И. Ф. Ушакова «Кольская земля» мы читаем: «От пристани в город к каменному бассейну с прес­ ной водой, к пожарной и складам пролегли узкоколейные рельсовые пути общей протяженностью в 2,4 километра и шоссе длиною немногим более одного километра». На складах, охраняемых этой пожарной командой, хранились «сапоги, баранки, ананасовые консервы, сигары, сахар, семга и прочее». Все эти материальные ценности были призваны защищать про­ фессиональные пожарные, их финансирование было сопоставимо со сред­ ствами, выделяемыми на содержание полицейских чинов и тюремного ведомства. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz