Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Летом 1941 года гитлеровцы бомбили Кольскую железную дорогу ре гулярно и ожесточенно. Особенно часто бомбили железнодорожные узлы в Мурманске и Кандалакше. В начале Великой Отечественной войны большинство личного состава охраны железной дороги было отозвано в действующую армию, на фронт. И этот тяжелый труд по охране объектов, складов, служебных помещений в военное время под обстрелом фашистской авиации был возложен в основ ном на женщин. Ежедневно они успешно выполняли свой долг перед Роди ной. На прифронтовых дорогах днем и ночью, в мороз и непогоду стрелками военизированной и пожарной охраны совершались поистине героические подвиги. С гордостью рассказывают ветераны, как стрелок Дзуенко, находясь на посту, прицельным выстрелом из винтовки сбил вражеский самолет. У всех на глазах вражеская машина рухнула на землю, объятая пламенем. Много можно было бы привести примеров героизма и мужества желез нодорожников. Не один раз во время налетов фашистских самолетов заго рались вагоны эшелонов с опасным грузом. В мае 1942 года, после прибытия очередного каравана (это был PQ-15), на причалах порта и железнодорож ных путях скопилось огромное количество грузов. После воздушного на лета загорелся один из вагонов с взрывчаткой: туда, скорее всего, попала «зажигалка». Завхоз участка И. С. Тупицин схватил огнетушитель и бро сился к пылавшему вагону. Бывалый солдат, получивший ранение в боях под Ленинградом, не растерялся, не поддался панике. Вместе с комсомоль цем Н. В. Куликовым Иван Степанович потушил пожар. Оба они знали, что, если взорвется тринитротолуол, находившийся в вагоне, быть большой беде: станут взрываться другие вагоны, порт будет уничтожен. Специали сты впоследствии подсчитали, что взрывчатых веществ и боеприпасов, на ходившихся в те дни в порту, было достаточно, чтобы поднять в воздух все причалы, склады, пароходы у пирсов и постройки прилегающей части го рода. Прямо можно сказать: в те немногие секунды решалась судьба значи тельной части Мурманска и его тружеников. 14 июля 1942 года на железной дороге во время бомбежки загорелись ва гоны. Узнав, что железнодорожные составы в основном с военными груза ми для фронта, комсомольцы Исаев и Тетрин из резерва выехали на пожар. Они буквально из огня вырывали ящики с боеприпасами, организовали рабочих станции на выгрузку взрывоопасного груза, на тушение горящих вагонов. Комсомольцы-пожарные, своим примером увлекая людей, нахо дились на самых трудных, опасных участках. Выбившись из сил, получив ожоги и отравление, они отказались от медпомощи, продолжали тушение до полной ликвидации пожара. Железнодорожный состав и станция были спасены, а поезд с боеприпасами отправился на фронт. Смелость и мужество проявила на пожаре стрелочница по пропуску по ездов Анна Ивановна Дворецкая. Она не только организовала тушение при 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz