Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

В сложной обстановке на рейдах Кильдина, Полярного, Ваенга и Гряз­ ной под руководством капитанов пожарных катеров Шемякина, Флягина, Веселова были потушены многие пожары. Коллективы пожарных команд портов и предприятий под руководством начальников частей Григорьева, Занохина, Штинкова, Чемухина в дни вой­ ны были призваны обеспечивать противопожарную защиту судов, стояв­ ших под выгрузкой в портах и на рейде. Так, утром памятного дня, 13 июня 1942 года, в частях только что про­ изошла смена караулов. На пункты связи шли вызовы. Заступившая смена всех частей тут же выехала в порт. Но сообщения о пожарах в порту продол­ жали поступать. На практике это свидетельствовало, о том, что обстановка чрезвычайно сложная. Свободные от дежурства пожарные ВПК-7 Ф. И. Кукарев, Т. П. Кругли- хин и Ф. И. Смирнов, узнав, что фашисты бомбят порт и возникли пожары, на резервном ходу выехали по тревоге. По ходу следования увидели, что бом­ бой перебит нефтепровод, факел огня с каждой секундой все больше распро­ странялся, угрожая всему на своем пути. Благодаря смелым и своевремен­ ным действиям распространение пожара было сдержано распыленной струей воды, прибывшая дополнительная помощь помогла локализовать огонь. На всех пожарах, которые происходили на судах, личный состав рабо­ тал в тяжелейших условиях: под обстрелами, во время бомбардировок, без совершенных средств защиты органов дыхания, применяя порой лишь под­ ручные средства. Перед нами статья военного времени «Подвиг в огненном трюме»: Военный корабль теперь далеко от наших берегов. Может быть, дымя трубами, он пересекает Атлантический океан, направляясь в Америку. Ко­ рабль, которому гитлеровцы готовили холодную могилу на дне Кольско­ го залива, продолжает жить. Возможно, в далеком рейсе моряки Англии вспоминают Мурманск и перед ними встают озаренные пламенем огня лица пожарных, мужество которых спасло их... И на этот раз при воздушном налете фашистские самолеты сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы на судно. Одна бомба угодила в трюм, начался пожар, огонь стремительно развивался, угрожая перекинуться на второй трюм с взрывчаткой. Металлические переборки трюмов были раскалены, нависла угроза взрыва. Капитан и руководство порта, рискуя, ждали благополучного исхода в тушении, но одолеть огонь было непро­ сто, продолжалась напряженная работа. Со всего города к горящему судну дополнительно стекались дежурные караулы. На пожар прибыл начальник ПЧ-1 Леонид Менухов, он принял руководство по тушению пожара на себя. Три часа 10 машин качали воду в трюм, работало 20 стволов. Тушили, охлаждали борта, но огонь не сдавался. Капитан английского судна и на­ чальник порта во избежание взрыва приняли решение затопить корабль. 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz