Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

Газета «Мурманский вестник», статья Петра Болычева по материалам, предоставленным ветераном ММПТ Юрием Шумилкиным 6 и 31 мая в Мурманск пришли два самых крупных в 1942 году карава­ на, и немцы «работали» без выходных. Были потоплены пароходы «Алкоа Кадет» и «Субботник», взрывом сильно поврежден «Стил Уоркер». Случа­ лись и диверсии. 12 мая на 15-м причале с парохода «Байон Чико» в вагоны выгружа­ ли тринитротолуол — сильнейшую взрывчатку. Вдруг из вагона выскочили грузчики и бросились в панике врассыпную, вслед за ними из вагона по­ валил дым, и показались языки синего пламени. Находившийся на прича­ ле весовщик-комсомолец Куликов залез в вагон и сначала ногами, а затем полушубком стал тушить пламя. Тем временем паника охватила весь причал, только инвалид Вели­ кой Отечественной кладовщик И. С. Тупицын схватил огнетушитель и при­ шел на помощь Куликову, вместе они потушили пожар. И предотвратили огромную беду — ведь рядом стояли десятки груженых тринитротолуо­ лом вагонов: перекинься на них огонь — и неминуемый взрыв унес бы сотни жизней, разрушил большую часть порта. При расследовании в ще­ лях вагонного пола между досками был обнаружен порошок, воспламе­ нявшийся при трении, горевший тем самым синим пламенем. 18 июня 1942 года огнем было уничтожено 73 дома порта, 2850 семей портовиков остались без крова и потеряли имущество на 170557906 руб­ лей. Налеты не прекращались, жилья катастрофически не хватало, заня­ ты были все сараи и кладовки, строили шалаши и землянки, в них и жили. Шли «из дома» на работу в порт, который трудился в обычном напряжен­ ном ритме до 22 июня, когда от причала отвели последний разгруженный пароход из конвоя, пришедшего 31 мая. А 1 июля немцы совершили восемь налетов, быстро распространивши­ мися пожарами была охвачена вся центральная часть порта. Сгорели шест­ надцать складов, семь домов, интерклуб, лесопильный завод порта, две конюшни, телефонная станция, кузница, здравпункт и без числа мелких служебных построек. Несмотря на большую мощь бомбовых ударов, гитлеровцам так и не уда­ лось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей войны у причалов разгружались советские и иностранные пароходы. За годы войны торговый порт разгрузил 250 суден и переработал свыше 2 миллионов 250 тысяч тонн военно-хозяйственных грузов. Организацию охраны порта от пожаров осуществлял личный со­ став специальной военизированной пожарной команды (СВПК) НКВД порта Мурманска, которую возглавлял начальник — техник-лейтенант А. И. Ткаченко. За охрану порта он был награжден медалью «За трудовую 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz