Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
Газета «Мурманский вестник», статья Петра Болычева по материалам, предоставленным ветераном ММПТ Юрием Шумилкиным 6 и 31 мая в Мурманск пришли два самых крупных в 1942 году карава на, и немцы «работали» без выходных. Были потоплены пароходы «Алкоа Кадет» и «Субботник», взрывом сильно поврежден «Стил Уоркер». Случа лись и диверсии. 12 мая на 15-м причале с парохода «Байон Чико» в вагоны выгружа ли тринитротолуол — сильнейшую взрывчатку. Вдруг из вагона выскочили грузчики и бросились в панике врассыпную, вслед за ними из вагона по валил дым, и показались языки синего пламени. Находившийся на прича ле весовщик-комсомолец Куликов залез в вагон и сначала ногами, а затем полушубком стал тушить пламя. Тем временем паника охватила весь причал, только инвалид Вели кой Отечественной кладовщик И. С. Тупицын схватил огнетушитель и при шел на помощь Куликову, вместе они потушили пожар. И предотвратили огромную беду — ведь рядом стояли десятки груженых тринитротолуо лом вагонов: перекинься на них огонь — и неминуемый взрыв унес бы сотни жизней, разрушил большую часть порта. При расследовании в ще лях вагонного пола между досками был обнаружен порошок, воспламе нявшийся при трении, горевший тем самым синим пламенем. 18 июня 1942 года огнем было уничтожено 73 дома порта, 2850 семей портовиков остались без крова и потеряли имущество на 170557906 руб лей. Налеты не прекращались, жилья катастрофически не хватало, заня ты были все сараи и кладовки, строили шалаши и землянки, в них и жили. Шли «из дома» на работу в порт, который трудился в обычном напряжен ном ритме до 22 июня, когда от причала отвели последний разгруженный пароход из конвоя, пришедшего 31 мая. А 1 июля немцы совершили восемь налетов, быстро распространивши мися пожарами была охвачена вся центральная часть порта. Сгорели шест надцать складов, семь домов, интерклуб, лесопильный завод порта, две конюшни, телефонная станция, кузница, здравпункт и без числа мелких служебных построек. Несмотря на большую мощь бомбовых ударов, гитлеровцам так и не уда лось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей войны у причалов разгружались советские и иностранные пароходы. За годы войны торговый порт разгрузил 250 суден и переработал свыше 2 миллионов 250 тысяч тонн военно-хозяйственных грузов. Организацию охраны порта от пожаров осуществлял личный со став специальной военизированной пожарной команды (СВПК) НКВД порта Мурманска, которую возглавлял начальник — техник-лейтенант А. И. Ткаченко. За охрану порта он был награжден медалью «За трудовую 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz