Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

просвет в два-три часа в облачности и бомбить Мурманский порт и желез­ ную дорогу. Папанин в обкоме партии обрисовал поставленную ГКО задачу. М. И. Старостин тут же созвал совещание, и работа по подготовке к прие­ му союзных караванов началась. Из Архангельска прибыл поезд со специ­ алистами и техникой. Из Вологодской, Ярославской, Ивановской областей пошли эшелоны с мобилизованными женщинами и подростками для рабо­ ты в порту. Республика Коми отправила составы с лесом и углем. В холодный и туманный день 11 января 1942 г. к причалам Мурманско­ го торгового порта подошли пароходы конвоя PQ-7, в его составе было де­ вять судов. За ними пошли другие. Пожарные военного времени вспомина­ ли, что немецкая разведка, видимо, неплохо знала время прибытия конвоев в Кольский залив: в эти дни фашистская авиация усиливала бомбардиров­ ки Мурманска. Торговый порт и железная дорога стали самыми горячими районами города, здесь кипела круглосуточная работа: выгружались ящики с бое­ припасами, взрывчаткой, мешки с продовольствием, тюки с сукном и обу­ вью. Чтобы спасти грузы во время воздушных налетов, склады и составы на главных путях прикрывали маскировочными сетями, а чуть подальше, на второстепенных причалах и путях, устанавливали негодные и порож­ ние вагоны или, как их окрестили, «фальшвагоны», которые и подставля­ ли под бомбы. А бомбардировки порта все усиливались. В ночь с 3 на 4 апреля 1942 года, когда разгружался караван PQ-13, одна из фугасок попала в трюм англий­ ского транспорта «Нью-Вестминстер-Сити», и его команда покинула суд­ но. Пожар охватил среднюю часть парохода, в трюмах которого еще оста­ вались тысячи снарядов. Клубы пара из пробитых котлов окутали судно, с палубы летели куски горящего дерева, там же рвались ракеты и дымовые шашки. Транспорт стал затапливаться водой. Папанин через начальника порта приказал пожарным, спасательному буксиру «Строитель» и командиру спасательного катера СК-106 «Буре­ вестник» сделать все, чтобы спасти транспорт и выгрузить военное снаря­ жение. Водолазы под бомбами заделали пробоину в корпусе, откачали воду, вернули судну плавучесть. Докеры спасли весь груз. 19 апреля 1942 года в Мурманск прибыл очередной караван, и опять над портом и заливом закружились немецкие бомбардировщики. Совет­ ские зенитчики сражались мужественно, но несколько бомб все же угоди­ ло в транспорт. 23 апреля авиация противника вновь бомбила порт —на его территории взорвалось 60 бомб. Они разрушили пятый, восьмой и девятый причалы, железнодорожные пути (одну из платформ с грузом забросило на крышу склада). Но пожары были потушены, портовики через несколько дней восстановили все разрушенное, и порт продолжал работу. 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz