Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.
просвет в два-три часа в облачности и бомбить Мурманский порт и желез ную дорогу. Папанин в обкоме партии обрисовал поставленную ГКО задачу. М. И. Старостин тут же созвал совещание, и работа по подготовке к прие му союзных караванов началась. Из Архангельска прибыл поезд со специ алистами и техникой. Из Вологодской, Ярославской, Ивановской областей пошли эшелоны с мобилизованными женщинами и подростками для рабо ты в порту. Республика Коми отправила составы с лесом и углем. В холодный и туманный день 11 января 1942 г. к причалам Мурманско го торгового порта подошли пароходы конвоя PQ-7, в его составе было де вять судов. За ними пошли другие. Пожарные военного времени вспомина ли, что немецкая разведка, видимо, неплохо знала время прибытия конвоев в Кольский залив: в эти дни фашистская авиация усиливала бомбардиров ки Мурманска. Торговый порт и железная дорога стали самыми горячими районами города, здесь кипела круглосуточная работа: выгружались ящики с бое припасами, взрывчаткой, мешки с продовольствием, тюки с сукном и обу вью. Чтобы спасти грузы во время воздушных налетов, склады и составы на главных путях прикрывали маскировочными сетями, а чуть подальше, на второстепенных причалах и путях, устанавливали негодные и порож ние вагоны или, как их окрестили, «фальшвагоны», которые и подставля ли под бомбы. А бомбардировки порта все усиливались. В ночь с 3 на 4 апреля 1942 года, когда разгружался караван PQ-13, одна из фугасок попала в трюм англий ского транспорта «Нью-Вестминстер-Сити», и его команда покинула суд но. Пожар охватил среднюю часть парохода, в трюмах которого еще оста вались тысячи снарядов. Клубы пара из пробитых котлов окутали судно, с палубы летели куски горящего дерева, там же рвались ракеты и дымовые шашки. Транспорт стал затапливаться водой. Папанин через начальника порта приказал пожарным, спасательному буксиру «Строитель» и командиру спасательного катера СК-106 «Буре вестник» сделать все, чтобы спасти транспорт и выгрузить военное снаря жение. Водолазы под бомбами заделали пробоину в корпусе, откачали воду, вернули судну плавучесть. Докеры спасли весь груз. 19 апреля 1942 года в Мурманск прибыл очередной караван, и опять над портом и заливом закружились немецкие бомбардировщики. Совет ские зенитчики сражались мужественно, но несколько бомб все же угоди ло в транспорт. 23 апреля авиация противника вновь бомбила порт —на его территории взорвалось 60 бомб. Они разрушили пятый, восьмой и девятый причалы, железнодорожные пути (одну из платформ с грузом забросило на крышу склада). Но пожары были потушены, портовики через несколько дней восстановили все разрушенное, и порт продолжал работу. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz