Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

С. М. Киров тоже прибыл на пожар и тотчас включился в работу. Здесь он впервые увидел, как горели, будто свечи, буровые вышки. Сергей Ми­ ронович появлялся на самых трудных участках, помогал собрать технику и людские силы для ликвидации этого тяжелого пожара. По его распоряже­ нию для усталых рабочих было организовано горячее питание. Двое суток бушевал огонь, но люди победили. Убедившись лично, что значит всепожирающий огонь, Киров всегда поддерживал требования по соблюдению противопожарных мер в народ­ ном хозяйстве. И его личное внимание к хибинским пожарным было чрез­ вычайно полезно делу. Будущий город Кировск приготовил для первопроходцев суровые ис­ пытания. Трудности были во всем —и с устройством жилья, и с организа­ цией работы. Здесь требовались физически выносливые, сильные люди. Таким крепким ядром стал среди строителей города коллектив городской пожарной охраны, история которой неразрывно связана с развитием про­ мышленности края. Сейчас здесь трудятся потомки тех, кто в 30-е годы приехал осваивать хибиногорскую тундру. Среди первопроходцев был и поэт Лев Ошанин, воспевший в своих стихах молодой город: «Город вечного дня, город вечной ночи, город необыкновенных вьюг и удивительных красок, город, в котором мы чувствуем себя, как на фронте...» А вот как о тех временах вспоминал в 1979 году бывший начальник ГУПО города Ленинграда и Ленинградской области Борис Иванович Кончаев: Как известно, с 26 по 38-й годы Мурманский округ входил в состав Ленинградской области, и все заботы по организации вновь создавае­ мой пожарной охраны на новостройках взяло на себя ГУПО города Ле­ нинграда. Первое время нам было о чем подумать. Ведь нужно было все начинать сначала. Под силу это было только Николаю Николаеви­ чу Юшкову, человеку энергичному, волевому, преданному пожарному делу. Уже в апреле 1929 года в первом поезде, в котором ехал отряд строи­ телей, два вагона было отведено пожарным. Отряд из 18 человек во главе с начальником Юшковым стремился навстречу новой жизни к подножию горы Юкспорр. В одном вагоне ехали люди, во втором размещались про­ тивопожарное оборудование, лошади и материалы для строительства депо на два хода. По прибытии на место пожарные сразу взялись за дело. Главное —не­ медленно привели в боевую готовность два конно-бочечных хода. Жили первое время тут же, в палатках, землянках, потом в караульном помеще­ нии, наспех сооруженном из местных материалов. К 18 июня построили 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz