Грецкий, А. А. Район выезда – полуостров : страницы истории пожарной охраны Мурманской области. Кн. 1 / А. А. Грецкий, И. А. Грецкая. – Санкт-Петербург : Свет, 2019. – 583, [1] с. : ил.

На стройке выполнялись и многие другие профилактические меро­ приятия. На ручьях и озерах делались проруби, устанавливались боч­ ки без дна, их утепляли опилками и снегом. Пенные огнетушители ОП-1 «Богатырь» хранили в отапливаемых помещениях или в бочках с опилка­ ми на улице. Всего этого, по мнению инспектора и руководителей строй­ ки, было недостаточно, чтобы в случае возникновения пожара потушить его в начальной стадии. В каждом районе Кольского полуострова специфические условия роста производства и приближающейся во времени военной опасности сказыва­ лись на формах и сроках становления профессиональной пожарной охраны. Кандалакша до мая 1938 года входила в состав Карельской АССР. Бла­ годаря наличию морского порта и железной дороги она была важным транс­ портным узлом. В 1930 году стрелковая охрана была объединена с пожарной охра­ ной на всем железнодорожном транспорте страны. В это время началось строительство первой гидроэлектростанции на Кольском полуострове — Нива-ГЭС-2. К 1931 году стрелковая и пожарная охрана Народного комиссариата пу­ тей сообщения (НКПС) представляла собой полностью военизированную ведомственную структуру. На нее возлагалась ответственность за сохран­ ность грузов, складов, технических сооружений, противопожарную безо­ пасность и охрану общественного порядка на станциях всей сети железных дорог страны, в том числе на Кольском полуострове. Отряд ВОХР на стан­ ции Кандалакша, как и на других станциях полуострова, входил в оператив­ ное подчинение головному штабу Мурманской железной дороги. В 1932 году охрана особо важных объектов оборонного значения была передана органам ОГПУ. Это было время активного строительства важ­ ных предприятий: впервые на Кольском Севере был построены рыбокон­ сервный завод и деревообрабатывающее предприятие, началось строи­ тельство опытного машиностроительного завода, вступило в строй второе производственное здание паровозного депо, созданы рыболовецкие колхо­ зы: имени И. В. Сталина, «Коммунар», «Красный Север», «Моряк», «Бело- мор», «Безбожник». В 1934 году была организована пожарная охрана механического завода. Ее первым начальником стал Николай Васильевич Воробьев. Тогда же воз­ вели временное пожарное депо. В 1939 году было начато строительство Кандалакшского алюминиевого завода (КАЗ). 20 апреля 1939 года рабочий поселок Кандалакша был пере­ именован в город. В это же время вступила в строй объектовая сторожевая пожарная охрана КАЗа, разместившаяся в новом здании. Ветераны пожарной охраны рассказывали, что на территории завода, у проходной, стояла каланча, с которой велось наблюдение за противопо­ жарной безопасностью. Находившийся здесь работник выполнял и другие 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz