Горячкин, В. И. Записки старого ворчуна / Владимир Горячкин. – Мурманск : Радица-М, 2011. – 190, [1] с., [16] л. ил., портр.
и честности, что многое и сегодня действуют на меня. До сих пор я не могу простить себе, что когда-то, будучи сопливым пяти-шести- классником я был озорником и шалуном (это очень мягко сказано) и доставлял массу хлопот и огорчений учительнице немецкого языка Юлии Александровне Андреевой. Мне казалось, что она придиралась ко мне и слишком много ставила двоек, на что я по-своему и реаги ровал. В восьмом классе я узнал, что её муж и четыре сына погибли на фронте, после чего она свою трёхкомнатную квартиру разделила со своими коллегами — учителями, не имеющими жилья. Я был потрясён, но исправить уже было ничего нельзя. Она ушла. Разве могли такие люди научить нас чему-то плохому? Светлая им память и наша запоздалая благодарность. Третьим фактором воздействия на меня были, конечно, книги. Сколько себя помню, столько я читал. В детстве достать хорошую книгу было трудно. Чего там говорить о художественной литературе, когда один учебник приходился на пять-шесть человек. И всё же мы как-то умудрялись доставать книги и наслаждаться чтением произ ведений Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида, Александра Дюма, Марка Твена, Джека Лондона. Позднее им на смену пришли Аркадий Гайдар, Николай Островский, Александр Фадеев, Вениамин Каверин, Леонид Леонов и многие, многие другие. Мы росли вместе с героями наших книг и вместе с ними учились благородству, смело сти и рыцарству в поступках. Недаром о хороших людях говорят, что они хороши потому, что в детстве читали хорошие книги. Жаль, что сегодня книги позабыты, а то, что льётся с «голубого» экрана светлым не назовёшь. На нас, мальчишек военного времени, огромное влияние оказы вали фронтовики, пришедшие домой после войны. Они были разные и меньше всего думали о воспитательном воздействии на нас. Однако в них была такая удивительная основательность, порядочность и желание жить, что мы просто млели, если имели счастье общаться с такими людьми. Я бы сказал, что от них ещё пахло порохом и доброй силой, и мы это чувствовали. Понятно, что безотцовщина и бесконтрольность многих из нас приводила на улицу, которая воспитывала пацанов не хуже семьи и школы. Улица — это братство смелых и даже отчаянных ребят. Улица слабаков не терпела, так как постоянные стычки и драки тре бовали и силы, и ловкости, и умения. Уличное братство требовало и верности и чести, поэтому, если тебя улица принимала, то это слу жило очень важным показателем твоей самостоятельности и незави симости. Улица засасывала и, если человек в какое-то время не смог проявить самостоятельности и оказать ей упорное сопротивление, то 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz