Горячкин, В. И. Записки старого ворчуна / Владимир Горячкин. – Мурманск : Радица-М, 2011. – 190, [1] с., [16] л. ил., портр.

все работы велись без остановки движения поездов, которые ходили четко по расписанию. Огромный вклад в развитие Октябрьской железной дороги внесли ее руководители тех лет С. А. Славин и В. А. Башмаков. Железнодорожники пользовались в Мурманске большим уважением и, может быть, именно поэтому Мурманский железнодо­ рожный вокзал расположен в самом центре, а точнее, в самом сердце города. Автомобильная дорога Мурманск — Санкт-Петербург (Ленинград) протяженностью почти 1500 километров, построенная в 60-80 годы, является надежной транспортной магистралью, работа­ ющей круглогодично, в любую погоду. Аэропорт «Мурмаши» еще недавно обеспечивал связь Мурманска с тридцатью городами Советского Союза. В Москву и Ленинград летали ежедневно по 6 -8 рейсов. Говоря о трудовом подвиге мурманчан, нельзя обойти вниманием строителей города. Профессия строителей совсем недавно была попу­ лярна наравне с рыбацкой. Ещё не кончилась война, а уже восстанавливаются кирпичные заводы в самом Мурманске и пригородных поселках Кильдинстрой и Шонгуй. Базы строителей располагаются поблизости от райо­ нов застройки, так как не хватало людей, транспорта, механизмов. Постепенно, с увеличением масштабов строительства и ростом города, строительные базы, размещенные когда-то на его окраинах, скоро оказывались среди жилых кварталов. Город строился быстрыми темпами. В довоенном Мурманске насчитывалось около 30 многоэтажных каменных зданий и почти 2800 жилых деревянных домов с общей жилой площадью в 450 000 квадратных метров. Три четверти жилья было сожжено и разрушено, но только за четвертую пятилетку в области было введено в эксплуатацию 420 тысяч кв. метров жилья, а за пятую пятилетку в 2 с лишним раза больше. Уже в 1953 году город восстановил довоенный уровень жилой площади и продолжал наращивать темпы строительства. Одними из первых в стране мурманчане стали применять сбор­ ные железобетонные конструкции и строить дома из крупных пане­ лей. Первый такой дом собран в 1956 году в центре города, где стоит памятный знак в честь городов-побратимов. В шестой пятилетке (1956 -1960гг.) парк экскаваторов на стройках Мурманской обла­ сти увеличился по сравнению с пятой — в два раза, бульдозеров — в два с лишним раза, башенных и автомобильных кранов — в полтора раза. Стройки располагают достаточным количеством механизмов по 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz