Горячкин, В. И. Записки старого ворчуна / Владимир Горячкин. – Мурманск : Радица-М, 2011. – 190, [1] с., [16] л. ил., портр.

регулярная линия Мурманск — порты Западной Европы — Канада, по которой курсировали суда Мурманского морского пароходства. Наши суда усиленного ледового класса стали успешно конкурировать с судоходными компаниями Западной Германии, Дании, Финляндии и других государств. Наибольший вклад в становление Мурманского морского пароходства внесли его руководители И. Д. Данилкин и В. А. Игнатюк. Пароходство по заслугам получило орден Трудового Красного Знамени. Безусловно, что развитие прибрежной промышленной зоны шло с опережающим строительством и освоением береговых территорий. Строители Мурмана создали здесь, на пороге полюса, отличные усло­ вия для рыбопереработки и обслуживания рыболовных и транспор­ тных флотов. Нельзя не назвать хотя бы несколько фамилий руково­ дителей, за которыми стояли сотни и тысячи рабочих и коллективов. Алексей Дмитриевич Чернов, Александр Александрович Васильев, Арон Липович Гехман, Борис Иосифович Юдин, Юрий Петрович Князевский, Борис Наумович Веллер, Лев Харитонович Тельпнер и многие другие. Одновременно со строительством атомного ледокола «Ленин» остро стал вопрос о месте его постоянного базирования. По целому ряду причин правительственная комиссия остановилась на Мурманске, и началось строительство берегового предприятия для технологического обслуживания и ремонта атомных ледоколов. Когда 6 мая 1960 года «Ленин» пришел в Мурманск, он уже смог пришварто­ ваться у собственного, хотя и деревянного причала. За прошедшие годы специализированный трест «Мурманскморстрой», которым руководили в разное время Анатолий Семёнович Бакланов, Валентин Иосифович Куликов, Николай Тимофеевич Афанасьев, вместе со своими подрядными организа­ циями взорвали и переместили в Кольский залив тысячи кубиче­ ских метров скалы и на отвоеванной у залива территории постро­ или сложнейший комплекс цехов и причалов для атомных гигантов. На площади более 15 гектаров было создано уникальное, единствен­ ное в мире производство — Ремонтно-технологическое предприятие атомного флота (РТП «Атомфлот»). Со дня образования и до начала нового века у руля РТП стоял орденоносец, Почётный гражданин города-героя Андрей Иванович Тумпаров. На предприятии выполняются потенциально опасные уникаль­ ные операции по перезарядке активных зон реакторов атомоходов и замене выработавших свой ресурс экранных зон реакторов, хране­ нии и утилизации твердых и жидких радиоактивных отходов. Только РТП «Атомфлот» способно комплексно выполнять спе­ циальные, технологически сложные работы, связанные с надежной 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz