Горячкин, В. И. Записки старого ворчуна / Владимир Горячкин. – Мурманск : Радица-М, 2011. – 190, [1] с., [16] л. ил., портр.

Мурманск осуществляются большие внешнеторговые связи СССР с зарубежными государствами. Эффективное использование природных ресурсов Крайнего Севера и его арктической зоны было и остается одним из основных направлений экономической стратегии страны. Без северной нефти, природного газа и апатитового концентрата, цветных, редких и благо­ родных металлов и леса народное хозяйство России успешно разви ­ ваться не может. Доминирующую роль в развитии регулярно действующей наци­ ональной транспортной магистрали — Северного морского пути, одного из важнейших достижений нашего народа, принадлежит городу-герою Мурманску с его незамерзающим портом. Еще в 30-е годы известный учёный и полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт отметил: «Северный морской путь мы окончательно закрепим за собой, и Мурманск будет его началом». Так и произошло. В процессе социалистического строительства, казалось бы, ранее неприступный север России, успешно осваивался. В безлюдной тун­ дре, в непроходимой тайге, там, где недавно ступала лишь нога иссле­ дователя, благодаря транспортному освоению морей Арктики, быстро вырастали города и поселки, строились шахты и заводы, сооружались порты, создавались полярные станции. Мурманчане гордятся тем, что долгие годы своей жизни отдал Северному морскому пути и освоению Арктики дважды Герой Советского Союза, кавалер многих высших наград Родины, Почетный гражданин города-героя Мурманска Иван Дмитриевич Папанин. Определяющую роль в перевозке народно-хозяйственных гру­ зов в Арктике сыграл морской транспорт. Благодаря созданию и осво­ ению мощных линейных ледоколов с ядерными энергетическими установками сегодня обеспечивается устойчивое судоходство по Северному морскому пути. Мурманский морской торговый порт, который во время войны под фашистскими бомбами принимал и обрабатывал корабли союз­ ных конвоев, обеспечивал непрерывную работу государственной важ ­ ности, очень быстро в пятидесятые годы восстановил свои мощности и причальные сооружения и также надежно обеспечивал работу мур­ манского морского пароходства как в годы войны. Все успехи послево­ енных лет связаны с именами руководителей порта В. М. Колотнева и В. С. Стрижа. Грузооборот морского транспорта каждую пятилетку практиче­ ски удваивался, число судов в лучшие годы доходило до 150 единиц. Мурманское морское пароходство из убыточного превратилось в рен­ табельное. В 1966 году суда пароходства побывали в 40 странах, посе­ тили более 200 иностранных портов. С 1967 года начала действовать 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz