Горячкин, В. И. Записки старого ворчуна / Владимир Горячкин. – Мурманск : Радица-М, 2011. – 190, [1] с., [16] л. ил., портр.

слабосоленой сельди, филе, копченостей, балыков и других товаров, пользующихся наибольшим спросом у потребителей. Рыбную промышленность обслуживает группа судоремонтных, лесотарных, и сетеснастных предприятий, где также произошли существенные изменения в сторону совершенствования и развития производства. На флотах, в рыбном порту, на рыбообрабатываю­ щих предприятиях механизированы многие трудоемкие процессы, реконструированы цехи и причалы, широко внедряются синтетиче­ ские материалы, новая технология и прогрессивные методы труда. Исчезают деревянные причалы, им на смену приходят железобе­ тонные глубоководные, оснащенные сложнейшим оборудованием для обслуживания судов. Осваивались новые территории в южной части залива, прокладывались подъездные железные дороги, укла­ дывались подкрановые пути, асфальтировалась и благоустраивалась территория. В 1977 г. многие морские страны ввели у своих берегов 200-миль­ ные экономические зоны, в результате чего рыбодобывающие флота «Севрыбы» потеряли около половины традиционных районов промы­ сла. Мурманским рыбакам пришлось срочно переориентироваться на новые районы мирового океана, в том числе на южную Атлантику и Тихий океан. В эти годы в распоряжение «Севрыбы» стали посту­ пать суда нового поколения — большие автономные траулеры (БАТы). Позднее пришли и супертраулеры. Обладая огромной энергетической вооруженностью, они могли добывать рыбу в любых районах миро­ вого океана и на больших глубинах. Снабженные специально для них сконструированными тралами, они доставали из океана все живое, вырабатывая консервы, рыбное филе, рыбий жир, рыбную муку и многое другое. Практически все добытое в мировом океане перера­ батывалось в ценный продукт. Имея мощные холодильники, эти кора­ бли имели возможность длительное время сохранять всю продукцию. К середине восьмидесятых годов вылов рыбы составил около 18 мил­ лионов центнеров. В 1984 году БАТ «Маршал Еременко» — капитан В. Н. Гуцкалов, установил рекорд в истории Мурманского тралфлота, выловив за год 208 тысяч центнеров рыбы. День и ночь в три смены трудились рыбный порт и рыбокомби­ нат, которые стали к тому времени крупнейшими предприятиями Советского Союза. День и ночь Мурманск, рыбная столица Заполярья, отгружал рыбу стране. В историю рыбной отрасли Мурманска 60-80 годы вошли, как годы колоссального строительства и развития береговой базы. Каждый год вводились все новые и новые производственные мощности: 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz